ПРЕССА О К-19: «О ПОГИБШИХ НА АТОМНОЙ ПОДЛОДКЕ К-19 НЕ ЗАБЫЛИ»

 «Независимая газета» (НГ), номер 120 (1691) от 07 июля 1998 г., вторник. Полоса 2.

Илья Кедров

У КОРАБЛЕЙ, как и у людей, есть своя судьба. Как и у людей, судьба эта бывает счастливой и несчастной. Подводной лодке К-19 не повезло с самого начала. Эта первая в советском ВМФ атомная ракетная подводная лодка, головной корабль проекта 658М, была принята в состав Северного флота в ноябре 1960 г. А меньше чем через год на лодке, находившейся в боевом походе в северной части Атлантического океана, произошла авария атомной энергетической установки.

К-19 вышла в море 16 июня 1961 г. 4 июля во время плавания в Северной Атлантике на глубине 180 м на лодке произошел разрыв паропровода. Эта авария привела к падению давления в системе охлаждения реактора и его перегреву. Не вдаваясь в технические подробности, отметим, что физические процессы в момент аварий на К-19 и на реакторе Чернобыльской АЭС были схожими.

Для предотвращения взрыва реактора командование лодки во главе с ее командиром капитаном 2-го ранга Николаем Затеевым приняло решение создать систему принудительного охлаждения реактора. Аварийной партии, возглавляемой лейтенантом Борисом Корчиловым, необходимо было приварить дополнительный патрубок, по которому бы подавалась вода для охлаждения реактора. В течение суток семь моряков работали на верхней крышке реактора при температуре 60-70 градусов, в облаке радиоактивных паров. Они выполнили поставленную задачу, ценой собственных жизней сохранив лодку, остальной экипаж и предотвратив крупнейшую экологическую катастрофу. Затем команда дезактивировала загрязненную радиацией лодку и в тяжелейших погодных условиях перегнала ее на судоремонтный завод.

В 1968 г. К-19 столкнулась в подводном положении с американской субмариной «Гато». А в феврале 1972 г. на К-19, и снова в море, произошла еще одна авария — пожар в энергетических отсеках, в результате которого погибли 28 человек. Однако лодка опять была отремонтирована и еще несколько лет оставалась в боевом составе флота.

Долгое время подвиг экипажа К-19 оставался известен лишь специалистам. В 1996 г. по инициативе генерального директора ОАО «Мосэнерго» Нестора Серебряникова энергетики решили взять шефство над могилами моряков с К-19, похороненных на Кузьминском кладбище столицы, а затем соорудить им памятник, который и был открыт в минувшую субботу. Памятник создали скульптор Алексей Постол и архитектор Михаил Панкратов. Силуэт мемориала напоминает всплывшую подводную лодку, а центральная его часть сделана по образу памятника «Стерегущему», установленного в Петербурге. К открытию памятника пришли и простые люди. Один из них признался, что приехал в Москву на лечение близорукости, однако, узнав о таком памятном событии, решил обязательно приехать.

Монумент на Кузьминском кладбище воздвигнут не только в память погибших на К-19, но и в честь всех моряков-подводников, отдавших свою жизнь за Отечество, «живот положивших за други своя».

Добавить комментарий