Николай Николаевич Локтионов, в 1972 году связист на К-19, участник трагических событий 24 февраля 1972 года.
Вот что он пишет о себе:
«Начну с того ,что я сам изъявил желание служить на флоте. Пошёл по стопам отца, он участник второй мировой. Служил на Тихоокеанском флоте мотористом на торпедном катере, участвовал в разгроме японцев. Имеет грамоту от Верховного Главнокомандующего. В военкомате я был направлен в 120 команду, еще не зная, что это подводники. Прошел ряд медицинских комиссий: районную, республиканскую, в Красной горке и наконец в Ленинграде в КУОППе им.Кирова. Здесь начал постигать азы радиосвязи изучать устройство подводных лодок, легководолазное дело и главное самостоятельно решать свои проблемы.
Первые месяцы от физических нагрузок постоянно хотелось спать и есть и когда были наряды на камбуз или разгружать хлеб, то как в фильме про «Шурика»первым выходил из строя и говорил «Я».
Через пару месяцев мой организм привык к такому распорядку и жить стало веселей. Да и как не привыкнуть, я с седьмого класса в летние каникулы начал работать на местном лесозаводе на пилораме подсобником, как говорится, брёвна катал. Частенько приходилось садиться за рычаги отцовского трелёвочного трактора. Деньжонок было мало и после работы приходилось бегать по родне и поливать огород. Кто давал рубль, а кто и полтинник .В те времена это большие деньги для нас были. В зимнее время ждали выходных от занятий в школе, каникул и морозов свыше 30 градусов. Занятия в школе отменялись и мы с ребятами становились на лыжи и ехали кататься с гор за 15 километров от городка или бежали на речку играть в хоккей. Вечером измученные и голодные возвращались домой, собирая и поедая мерзлую калину или барыню, которые в большом количестве растут у нас на Урале.
Так что к трудностям мне привыкать особого труда не составило. После принятия военной присяги потянуло в город в увольнительные. В Ленинграде есть что посмотреть, особенно для меня из провинции, появились новые друзья.
Сейчас через двадцать девять лет трудно вспомнить имена и фамилии ,но лица их я помню.
Учебку закончил с отличием и был направлен на Северный флот .Из нашей роты радиотелеграфистов только я попал в Гаджиево. Сначала попал в первый экипаж в/ч 60207,но через двое суток перевели во второй и сразу на лодку в БЧ-4.командир БЧ Петушко, старшина команды Константюк ,командир отделения- Опря.
После учебки это была другая жизнь.
Нагрузки увеличились есть и спать хотелось еще больше. Пайки подводника первое время не хватало, старички посмеивались, но «птюшку»молодым отрезали побольше. И вот моя первая встреча с подводной лодкой. Состоялась она у пирса в Гаджиево. Носовая часть замотана брезентом, это после столкновения с американской. Пришли в Полярный, встали в док на ремонт. Тут началась моя вторая учеба, как говорится на рабочем месте. Нужно было в кратчайшие сроки сдать на самоуправление, потому что тем кто сдаст за две недели получают краткосрочный отпуск. Спать было некогда, Облазил и пощупал каждый вентиль ,каждую задвижку, каждый клапан всё от первого до последнего шпангоута. На самоуправление сдал за десять дней, но с отпуском был облом. Одним словом командир БЧ «Петушко»,это фамилия такая.
Помнится в Полярном есть тропа «Хошемина» знакомая матросам срочникам, хорошая штука. После ремонта вышли на ходовые испытания вместе с первым экипажом, командир Шабанов, проверяющим сам комдив. Испытания прошли, но по возвращении тюкнули рыбачка легонько.
По экипажу ходила шутка- командир запрашивает штурмана «где находимся».в ответ-«четыре мили от московской кольцевой».
Командиром нашего второго экипажа был назначен Логинов В.П., человек волевой и грамотный. С ним я ходил на ученья «Океан» и два боевых похода.
Новый 1971 год и свой день рождение встречал в Атлантике. В этот же год мне был предоставлен отпуск на родину, после второй автономки. Во втором походе Кулибаба был старпомом .На задачи выходили двумя экипажами. Мой старшина Константюк заболел и мне пришлось трое суток держать вахту почти без сна. С приходом в базу, закрыл вахту и вырубился. Пробовали будить, хлопали по щекам, терли уши, давали нашатырь, бесполезно. В здоровом теле здоровый сон.
После этого похода Логинов кажется ушёл в академию, а командиром нашего второго экипажа в/ч 60207-А был назначен Кулибаба В.П.Осенью 1971года наш экипаж принял К-19,был пополнен недостающими специалистами и повел лодку в Полярный в док.
После ремонта ходовые испытания, выполнение задач и автономка.
По возвращении домой 24 февраля 1972 года на лодке произошел пожар. Во всех походах я спал прямо в радиорубке под столом с радиоаппаратурой на ящиках с «Зипом».Так было очень удобно. По тревоге я всегда на боевом посту. За полчаса до подъёма прозвучал сигнал тревоги. Быстро выскочив со своего лежбища включил всю необходимую аппаратуру на прогрев. Прибежали старшина команды мичман Константюк, молодой радист Крючков. Каждый занял свои места по боевому расписанию. Во время доклада о готовности в центральный пост по «Каштану»мы услышали крик Пети Кабак о пожаре в 9 отсеке.
Петр Кабак
Через некоторое время лодка пошла на всплытие. Всплыв на перископную глубину подняли антены и стали прослушивать эфир в поисках частоты лучшей для проходимости сигнала. Проходимость как и погода на верху были мерзкими, а тут еще и угарный газ стал доходить и до нашего третьего отсека. Командир приказал дать сигнал бедствия. Настроив передатчик и зарядив перфоленту с сигналом произвели выстрел, но он оказался холостым, квитанции нет значит нас не слышат. Вышли открытым текстом на международной волне. Работать надо было ключом, рука плохо слушалась. В ответ тишина, только эфирный треск. Зарядил ленту повторно, но её порвало в самом начале, она за что-то зацепилась. Необходимо было её восстановить с помощью специальной линейки. Считывать с кусков ленты пришлось мне ,за перфоратор сел Крючков. Константюк занимался докладами в центральный. После первой группы цифр молодой свалился, начал действовать угарный газ.
Гляжу мичман приседает и голова набок. Подошел штурманский электрик Виктор Евсеев ,родом с Казани, так вот я читал а его заставил тыкать пальцами в клавиши перфоратора.
Время от времени кто-то не помню давал нам аппарат подышать. Настучав перфоленту, зарядил её, и прослушав и выбрав частоту с лучшей проходимостью, стрельнул. Пошли томительные секунды ожидания квитанции, но в этот раз её я не дождался, потерял сознание. Очнулся на палубе 2 отсека с кислородной маской на лице. Кто её мне давал не помню. Ползком добравшись до переборки в центральный кричу «кто в рубке и получена ли квитанция».Кто был в центральном тоже не помню, но ответ отрицательный. Голова трещит, ноги подкашиваются ,а идти надо. Добравшись до рубки, поднял с пола ленту, прослушал частоты, зарядил и стрельнул. Всё это на автопилоте. Опять томительные секунды ожидания и вот наконец знакомая мелодия «умэски» Есть квитанция, нас услышали, доложил в центральный и снова вырубился. Очнулся от холода, лодка была на поверхности и холод тянуло через открытый верхний люк центрального отсека. Главная энергоустановка заглушена, дизеля не запущены, аккумуляторные батареи сели, освещение аварийное, связи больше никакой.
Достали маломощную коротковолновую радиостанцию,
а там аккумуляторы на «0».Константюк вспомнил о ручном генераторе для зарядки таких батарей. Установили и давай все по очереди его крутить.
Досталось и нам радистам и штурманским и метристам. Сутки крутили, но своего добились.
Первым кораблем с которым была установлена связь был гражданский сухогруз. В это время я еще не знал о погибших товарищах, не было времени уходить из рубки, потому что каждый занимался тем чем должен заниматься по боевому расписанию.
Выйдя на мостик подышать я увидел что-то накрытое брезентом. Это были Хрычиков и Марач. Только увидев их я понял произошло страшное, неотвратимое.
Шторм, большая бортовая качка , волны захлестывают рубку. Страха не было, мы видели сосредоточенное лицо нашего командира и мы верили ему и нашему кораблю. Даже когда вода при сильном крене хлынула через верхний люк рубки и командир приказал»срочно вниз, задраиться»,мы верили что выстоим.
Вахту в рубке несли постоянно, но эфир был чист.
И вот наконец услышали сухогруз и через некоторое время увидели вдалеке. Настроение поднялось.
Шторм не давал возможности подойти к борту, попытки взять на буксир приводили к травмам личного состава, канаты рвались как нитки. Вахту сдал только тогда когда мокрым способом был переправлен на спасательный буксир. С буксира семафорил на лодку и выяснял о состоянии в 10 отсеке, потом в кубрике рассказывал ребятам.
Затем плавбаза, встреча с ребятами с 10 отсека,
Матросы из 10 го отсека
приход домой,»Щук озеро»,бесконечные допросы.
Уходя в автономку взял с собой дембельский чемодан, ведь это моя последняя автономка перед ДМБ. Подгонял форму, наводил порядок с дембельским альбомом, подбивал ботинки, да только все это хозяйство так и осталось
на моем лежбище под столом в радиорубке.
Те фотографии что на сайте мне прислал в 1990 году Заварин ,кроме семейной отпускной, в том же году я впервые прочитал в журнале «Морской сборник»его статью о аварии на К-19,о нашей аварии. Некоторое время переписывался и созванивался с ним. Ну а после «отдыха»,Гаджиево, родная команда, приказ о демобилизации и по домам. Так в кратце проходила моя служба на Северном флоте, о которой я ни чуть не жалею. И если бы дали возможность еще раз пройти через это я бы не колеблясь пошел.
Понятие «надо» для меня, это просто надо и всё, без всяких объяснений. После армии учёба в училище, техникуме, дипломы с отличием. Сейчас я работаю механиком по ремонту медицинского оборудования в медицинских учреждениях. Работа нужная, но она не видимая для окружающих, также как и служба радиосвязи «морская интелегенция»,так нас называют на флоте. Погибшим вечная память, а нам живым здоровья. О сайте узнал в день подводника, тут же напомнил о себе. Теперь у меня постоянная связь пока с двумя сослуживцами и это благодаря нашему администратору Владимиру. Большое ему человеческое спасибо.
Я очень рад что еще не вся наша молодежь присосалась к горлышку бутылки с пивом!
С уважением Локтионов Николай,радист в/ч 60207-А. К-19. 24.02.72г.
Спасибо Вам, Николай Николаевич, за теплые слова!
Перед публикацией на сайте прочитал его не один раз.
Ваш рассказ просто не может никого оставить равнодушным!Мужество и стойкость ваше, и всего экипажа К-19, навсегда остануться ярким примером потомкам!
Дай Вам Бог крепкого здоровья!
Прошло уже 36лет,и после каждой прочитанной новой летописи все что было встает перед глазами,накатывают воспоминания о том что с нами произошло,как мы все это пережили и о тех кто остался жить благодоря тем кто отдал свою жизнь что бы жили другие.Встаньте все кто сечас водку пьет и поет замолчите и выпейте стоя ,наш ракетный подводный ,наш атомный Флот отдает честь погибшим Героям!Молодец Николай!Хорошо написано.Спасибо тебе!
Полностью согласен со своими товарищами Владимиром и Николаем. И если бы дали возможность еще раз пройти через это мы бы не колеблясь, пошли.
Прийдя на лодку,практически не имея представления о ее устройстве,и за 10 дней сдать на самоуправление,это попахивает ЛОЖЬЮ.
Мне довелось служить электриком с 1980-1983гг,пологаю перечень вопросов для сдачи на самоуправление не изменялся многие годы.состоял он из 28 вопросов по устройству корабля и 26 вопросов по спецальности.
Для изучения систем и механизмов,находящихся в разных отсеках и сдачи на с/у давалось 30 дней и этого времени хватало не всем.
Кто еще помнит устройство корабля,вспомните яркий пример:вопрос с приколом- устройство гальюна!Так в чем разница между гальюном 1отсека и 9отсека?
Если внимательно читать рассказ Николая Николаевича Локтионова,видиш завышеную самооценку и обиду на старших,выраженую в лице команира отделения Опря,старшины команды Константюк и командира БЧ Петушко.Уже это настораживает,столько лет жить с обидой!
Читаеш и понимаеш,что без героизма Локтионова лодку и вовсе не спасли бы,а СЛАВА,как и сейчас достается другим!
Если бы заведование содержалось в порядке и проверялось,БАТАРЕЯ для коротковолновой радиостанции не оказалась бы разряженой.
Но в его рассказе есть и правда:»Уходя в автономку взял с собой дембельский чемодан, ведь это моя последняя автономка перед ДМБ. Подгонял форму, наводил порядок с дембельским альбомом, подбивал ботинки, да только все это хозяйство так и осталось
на моем лежбище под столом в радиорубке».ВОТ ЭТО ХОЗЯЙСТВО ОКОЗАЛОСЬ ВАЖНЕЙ!
И ПОСЛЕДНЕЕ:»И если бы дали возможность еще раз пройти через это я бы не колеблясь пошел»,Главное предотвратить возможную аварию,а не пытаться из аварии выйти героем.
Я ранее писал,что работал в судостроении и ни один заказ не ушел без крови! Всему виной нарушение норм,горячка,савмещенка работ безответственность.
Мотор,я понимаю если бы ПРИШЛОСЬ,а вы прямо требуете возможности повторить все.ПОДУМАЙТЕ О НОВЫХ ЖЕРТВАХ,ведь себе вы определили роль.
Сожалею,что на сайте нет офицеров и командиров К-19,ведь благодоря им в экипаже в/ч15030 царила взаимовыручка,понимание и дисцеплина.
За что им большое спасибо.
Мне приятно,что правдивый комментарий дал мой бывший подчинённый специалист 1 класса Алябъев Геннадий.Что я могу сказать о нём умный,грамотный,честный и порядочный.На таких,как Геннадий держалась АПЛ К-19 первого экипажа,вот кто настоящий герой скромный,я преклоняюсь перед ним.Ветеран К-19 Степанов Сергей.
В книге Дейла Карнеги,(Как завоевывать друзей и перестать беспокоиться,и начать жыть), есть замечательные строки.
— «Марк Аврелий-один из самых мудрых людей,когда-либо правивших Римской империей,однажды записал в своем дневнике:»Сегодня я встречу людей,которые слишком много говорят,-людей сосредоточенных на самих себе,эгоистичных и неблагодарных.Но меня это не удивляет и не беспокоит,поскольку я не мог бы представить себе мир без таких людей.»
— Это разумно не так ли?Если вы и я будем все время ворчать по поводу неблагодарности,то кого в этом винить?Человеческую натуру или наше незнание ее?Поэтому не будем ждать благодарности.Тогда,если кто-то вдруг поблагодарит нас ,это будет чудесным сюрпризом.Если мы не получим ее.мы не будем огорчатся.
— Для людей является естественным забывать о благодарности;поэтому,если вы будете ждать благодарности,вы готовите себе множество огорчений.»
Всё что я написал легко проверить.Бегунок и все записи о прохождении службы хранятся в личном деле..Пройти через «это» означает службу на флоте,а не 24 февраля 1972 года.Облом с отпуском-это простая история.Отказался выполнить приказание ……
Сегодня 24 февраля 2010 года.
Вспомним молча.
Прощайте.Трепаться не люблю.
Есть такая присказка героизм одних,это разгильдяйство других,давайте об этом помнить.У нас получается авария техногенная герои настоящие,а когда пожар по вине личного состава,то героизм совсем другой и каждый делает из себя героя,если бы не он то всё пропало.Надо здраво и честно оценивать свой вклад. С уважением ветеран К-19 Степанов Сергей.
ПРИВЕТ,Локтионов.Рад что ты жыв,здоров.ОТЗОВИСЬ.Пишет тебе ,ОПРЯ…..
Коля Локтионов и Витя Опря! Дорогие ребята!
Примите большой привет из Санкт-Петербурга от своих сослуживцев:
Борис Антонов, электрик 8 отсек, ДМБ ноябрь 1971 год;
Сологуб Александр, гидроакустик 3 отсек, ДМБ ноябрь 1971 года;
Юшков Евгений, штурманский электрик 3 отсек, ДМБ май 1971 года.
Здоровья Вам, ребята!!!
Ребеята Женя,Саша,Боря вы представить себе не можите как я рад что вы живы,здоровы.Сколько лет прошло.Я уже на пенсии,но продолжаю работать.Как мы были молоды и посвоему счастливы.Ребята ,как вы?Как Питер?Наверное тагже красив как и всегда.Очень хотелось бы встретица.Обнимаю.Витя Опря.Молдова.
Здравствуй, Витя! Рад твоему ответу! Мы тоже пенсионеры. Женя Юшков подработывает в каком-то военкомате дежурным, говорили с ним по телефону пару дней тому назад. У него взрослый сын и уже большой внук, живут, правда, отдельной семьей. Саша Сологуб хоть и пенсионер вовсю занимается операциями с дачами. Покупает землю за городом, строит дачу и продает. Неделю назад беседовали о превратностях судьбы. Не удивляйся, что я говорю о телефонных переговорах с ребятами. Мы живем в разных концах города и выкроить время для реальной встречи, а Сологуб и Юшков с 1971 года не виделись, не получается. Витя! Если ты дашь мне свой емейл, я смогу прислать пару наших фотографий. Мои фотографии можешь сразу посмотреть по ссылке http://www.odnoklassniki.ru/#/profile/516302372760/photos Зайди на сайт Однокласников и смотри Саши и Жени там нет.
Привет! Служил на К-16 с мая 1972, но и вашу лодку пол года держали…… В память о пожаре осталась только согнутая ручка межпереборного люка в 10 отсеке…… Помянем мужиков!!!!
Братишки.Я очень рад о Вашей весточке.Юшков вспомни Виктора Евсеева.Вспомним сегодня.
Я Локтионов Коля-радист 1969-1972
Здравствуйте если у кого есть скайп давайте скооперируемся и обменяемся логинами чтобы в конференции поговорить просьба ответить или если уже есть то добавьте меня логин я пришлю хоть и администратору сайта! Пишит не владелец а сын программист.
Здравствуй Коля Локтионов! Твой привет получили и Женя Юшков и Саша Сологуб. Саша помнит тебя очень хорошо. Он с Интернетом не очень, но все даты помнит, в том числе печальные. Женя тоже помнит тебя, говорит, что у него полно фотографий ребят, которые в третьем отсеке служили. Обещал зайти после мартовских праздников, оцифровать. Все мы были очень опечалены известием, что умер Витя Евсеев. Я запомнил, что до службы он был хокеистом и на Щукозере с Кильдиновым здорово гонял по катку. Мой адрес в сети : b_o_r_i_s@rambler.ru Напиши и мы сможем обменяться фотографиями. Изредка доводиться встречаться с капитан-лейтенантом Давыдовым Владимиром Ивановичем. Он все ещё работает… Увы, много лет назад ушёл от нас Валентин Николаевич Заварин. Его дочка появлялась на форуме, но у меня почему-то доступа на форум нет.
Витя Опря! Твои приветы Саша Сологуб и Женя Юшков получили. Женя сразу сказал, что вы с ним перед дембелем фотографировались, и даже ходили в самоволку всем весенним набором. Вспомнил Женя и Шуру Пеганова, электрика из восьмого отсека, который ушёл домой с вами. Витя! Напиши мне на b_o_r_i_s@rambler.ru и мы сможем обменяться современными фотографиями.
Привет,ребята.Здравствуи Коля !!!Привет из Молдавии от Вити Опря.Рад что у тебя всё хорошо.Ребята рад што вы есть,что мы из 345 экипажа,что ходили в море ,океан на К40 и на К19.Знаете что нибуть о Васе Макееве ? Обнимаю вас. Ваш Витя Опря.
Ребята,поздравляю вас с днём подводника,всех благ.Витя Опря.
Присоединяюсь к поздравлениям!
7-го апреля мы с Женей Юшковым были в Большом Морском Никольском соборе Санкт-Петербурга, где проходила панихида по всем погибшим подводникам. Поставили цветы к памятной доске с именами моряков, погибших на К-19. Женя болен, набрал вес 120 кг, передвигается с трудом, но в собор пришел и держался молодцом. Саша Сологуб был в больнице, ему устанавливают инвалидность по сердцу и диабету, но и он держится молодцом, и передает привет всем, кто его помнит! Здоровья Вам ребята!