Премьера документального фильма о «К-19»

На телеканале ОНТ (Общенациональное телевидение. Беларусь) состоялась премьера документального фильма

                                           «К-19.Время героев.»                                             

                        

                         170?125_veduschiy.jpg    k19_170_125.jpg

4 июля 1961 года первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев направил поздравительную телеграмму президенту Соединенных Штатов Америки Джону Кеннеди, в которой поздравил президента лично, и весь американский народ, с основным государственным праздником США – Днем Независимости. Об этом написали все советские и американские газеты.

О событии, которое в тот же день произошло в водах Северной Атлантики, и чуть было не стало поводом для третьей мировой войны — не написал никто. О нем попросту не знали. Об этой не написанной странице истории мир узнал значительно позже.

Между тем, 4 июля 1961 года, во время своего первого похода, в Норвежском море произошла авария атомного реактора на советской подлодке К-19. Моряки сумели предотвратить катастрофу и уберегли планету от угрозы ядерного взрыва. Ценой смерти в результате облучения. На борту подлодки служило 9 белорусов. Только одному из них выпало остаться в живых…

Между тем, отношения между СССР и США в тот момент были накалены до предела. Гонка вооружений достигла небывалых высот, ни одна страна не хотела уступать первенство в мире.

За три месяца до аварии – 27 апреля – стартовал американский космический корабль с  людьми на борту, еще раньше – 12 апреля — СССР запустил в космос первый летательный аппарат с Юрием Гагариным на борту. Это означало, что другая, недружественная нация, достигла технического превосходства. По общему признанию, для американцев это стало шоком.

«Догнать и перегнать» – стал не только советским лозунгом, в определенном смысле, это стало лейтмотивом соперничества двух сверхдержав.

Через 60 лет американский кинорежиссер Кэтрин Бигелоу сняла фильм об этой драматической странице мировой истории. Срок секретности аварии был определен в 30 лет, и в начале 90, когда во всех смыслах стало «можно», в нашей и заокеанской печати появились публикации об этой истории. Инна Готман, американский продюсер российского происхождения, решила, что нашла достойный материал для большого игрового фильма, и начала работу над сценарием. Она встречалась с членами экипажа, с капитаном лодки Николаем Затеевым, с которым в 1994 году был заключен договор о правах на историю жизни.

В Москву, а затем в Петербург (в Питере проживает большая часть ветеранов К-19) приезжали Харрисон Форд, Лайэм Нисон, Кэтрин Бигелоу и представители компании. Они встречались с моряками, расспрашивали о подробностях. Как это сейчас модно, было объявлено, что в сценарии использованы документальная история и подлинные имена. Но если все подлинно, — заволновались члены экипажа подлодки,- неплохо бы посмотреть сценарий. Сценарий был переведен на русский язык.
Как рассказали моряки, первый сценарий им показался не то, что бы недостоверным. Оскорбительным. Ветераны обнаружили: в фильме действуют не высокообразованные и дисциплинированные моряки-подводники, а группа недоумков и пьяниц, которые даже после объявления тревоги пьют и играют в карты (кстати, на советских подлодках карты запрещены, и моряки «режутся» в домино). Особенно возмутительным был признан совершенно обычный для американских фильмов такого рода конфликт между «плохим» капитаном и «хорошим» старпомом (по фильму морякам предлагают свою помощь американцы, капитан Затеев отказывается, старпом Енин поднимает бунт). Ветераны стали писать открытые письма создателям фильма, выступать перед телекамерами и собирать пресс-конференции. Текст забраковали, и американские сценаристы изменили трактовку событий. Сейчас моряки рассказывают, что второй сценарий стал значительно более достоверным, но не идеальным.

Надо сказать, что строительство и спуск на воду подводной лодки К-19, способной нести 3 ядерные ракеты на борту, действительно сопровождался вереницей несчастий. Во время постройки, еще на стапеле, несколько девушек-малярш задохнулось в цистернах. Здесь был пожар, одного из рабочих придавило. Во время пробного запуска реактора, еще в доке, его заклинило.10 человек погибло  до выхода лодки в море. Пожалуй, такого числа напастей не было на счету ни у одного корабля ВМФ.

Но о том, чтобы не выпускать судно – речи не было. К-19 стала ответом на строительство американской субмарины. «Советская подлодка должна по всем параметрам превосходить заокеанский аналог» — было решено наверху. И даже когда на церемонии спуска на воду не разбившаяся с первого раза бутылка шампанского предопределила невеселую участь подлодки – решение изменено не было.

В состав экипажа отбирали самых крепких, идейно надежных. Матросы по два раза проходили медкомиссию. Средний возраст — 20 лет. Среди 129 человек экипажа — русские, казахи, узбеки, украинцы, литовцы, чуваши, татары и девять белорусов. Своеобразный Ноев ковчег.

В апреле 1961 года лодка вышла в море. Перед ней стояла задача под кодовым названием «Полярный круг». Однако сразу после выхода К-19 чуть было не столкнулась с американской  подлодкой «Гэтоу». Экипаж резко изменил курс, в результате чего судно стукнулась о грунт. Но тогда обошлось.

Во время учений перед экипажем стояла задача провести разведку, произвести запуск ракеты по предполагаемому противнику и вернуться в Баренцево море. Экипаж задачу выполнил. Но когда лодка уже легла на обратный курс, неожиданно сработала аварийная защита ядерного реактора. Стало падать давление, возрастать радиоактивность.

Моряки рассказывают, что по сигналу тревоги все заняли свои места согласно штатному расписанию. Сцена из американской киноленты о том, что на подлодке царит паника – недостоверна.

Первая оценка ситуации – в ядерном отсеке лопнула труба, радиоактивная жидкость выливается на пол отсека, растет температура. Первый прогноз – это может привести к тепловому взрыву. А он, в свою очередь, – к гибели подлодки и экипажа.

Уже потом, правительственная комиссия объяснит – при строительстве, на трубу в реакторе, попал раскаленный метал, в ходе эксплуатации это и вызвало прорыв. Но в тот момент об этом никто не знал. Необходимо было принимать быстрое инженерное решение. И оно было принято: приварить трубу к лопнувшему контуру.

Приварить было несложно. Но в отсеке — смертельный уровень радиации, а у моряков никаких спасательных средств. Кроме легких противопожарных костюмов, которые не защищали от облучения. Очевидцы аварии подчеркивают – капитан Затеев честно обрисовал перед экипажем ситуацию и вызвал добровольцев. И они пошли.

Ремонтная группа вошла в отсек, противогазы не спасали от облучения и мешали работать, моряки их срывали. Отлично понимая, что получают высочайшую дозу радиации. Потом скажут – в 5 раз больше смертельной для человека. Но взрыв реактора был предотвращен в течение 20 минут.

Сцена из фильма, в которой моряки-добровольцы выходят из радиоактивного помещения — целиком достоверна.

Через некоторое время в реакторе, по непонятной причине, опять поднимается температура. Нужны были добровольцы, которые опять бы вошли в него. Добровольцем вызвался наш земляк старшина Кулаков. «Мне терять нечего» — сказал он, и пошел в радиоактивное пекло вторично.

Иван Кулаков получил дозу радиации в 500 рентген, которая в то время считалась смертельной.

Николай Затеев – командир подлодки — принимает решение вызвать помощь. Рядом находятся дизельные советские подводные суда. К-19 посылает сигнал SOS. Эпизод фильма, в котором моряки раздеваются догола и переходят на другую лодку – целиком достоверен. Некоторых подводников переносили на руках.

«Тогда ведь ничего достоверно не знали о радиоактивном облучении. – Рассказывает Иван Кулаков. – Считали, что все заражение – вовне. Никто тогда не думал, что мы дышали всем этим…»

Уже перейдя на дизельную подлодку, капитан получает возможность связаться со штабом и просить рекомендаций. Приходит ответ: «Давайте пострадавшим побольше фруктов». Сдержанный Затеев не выдерживает: «Мы не в Африке!..»

Сейчас аналитики утверждают, если бы не усилия советских подводников, события развивались бы так: пожар в отсеке привел бы к тепловому взрыву, напоминающему чернобыльский, взорвались бы стратегические ракеты, которые были на подлодке, и значит — сработала бы американская система радарного контроля. В мире, где две сверхдержавы только ждали повода, чтобы столкнуться, этого было достаточно…

И все-таки, именно американская картина вызвала эмоциональный шок. После выхода киноленты на экраны, был достигнут эффект, который, очевидно, никак не планировался. «Хотелось встать и спеть гимн Советского Союза» — скажут критики. Как бы не пытались снять некую «клюкву», картина рассказывала все-таки о мужестве, о воинском братстве, о подвиге.

Само судно еще 30 лет эксплуатировалось. А командиру лодки Николаю Затееву  после похода грозил срок, но Хрущеву доложили, что подводники предотвратили гибель боевой единицы, и из преступников моряки превратились в героев. 18 членов команды были представлены к награде, но Хрущев высокомерно сказал: «За аварии наград не дают».

Кадровые морские офицеры подчеркивают – авария на К-19 научила личной ответственности. Отныне мало находилось офицеров, которые решились бы подписать акт приемки в эксплуатацию судна, на котором были недоделки…

А из 9 белорусских подводников выжил только один – Иван Кулаков. Он был одним из первых, кому пересадили костный мозг, и тем  спасли жизнь. У Ивана Кулакова на всю жизнь остались хронические заболевания, сниженный иммунитет.

А часть экипажа умерла от высочайшего уровня облучения. И их похоронили тайно, без почестей, не сообщив о месте захоронения даже родным. Совершенно случайно оставшиеся в живых члены экипажа нашли место захоронения.

В 1998 году, согласно высказанной воле, рядом с ними был похоронен и капитан подлодки К-19 Николай Затеев.

В 1992 году, оставшиеся в живых члены экипажа добились награждения погибших героев, награда обошла только белоруса Ивана Кулакова – он к тому времени считался жителем другого государства. И только через 13 лет Ивану Кулакову вручили «Орден Мужества» с формулировкой: «За мужество и героизм».

10 марта 2008 года Ивана Петровича Кулакова не стало.

Фрагменты из фильма:

170?125_kulakov.jpg   170?125_kulakov_photo.jpg   170?125_na_svyazi.jpg 

170?125_podvodniki.jpg   170?125_veduschiy1.jpg   170?125_veduschiy_2.jpg

 

Вся информация взята с сайта Общенационального телевидения Беларуси

 Оригинал статьи вы можете прочитать  здесь

2 thoughts on “Премьера документального фильма о «К-19»

  1. Интересные факты не знал что в 61 году была авария на к19 .мда имели мы шанс не родиться .И зачем такие страшные лодки делают.Я против атомной бомбы

  2. Вот только что посмотрел этот фильм. Просто нет слов!!! Берет за душу! Низкий поклон всей съемочной группе!

Добавить комментарий