Служил на К-19 срочником с 1967 по 1970гг. в БЧ-4 РТС. 15 ноября 1969г. был очевидцем столкновения с Американской подлодкой “Гэтоу”:Экипаж АПЛ завтракал, я откусил бутерброд, стоя в переборке радиорубки, и в это время один за одним произошло два удара,крен на корму,лодка стала проваливаться в глубину.Лодка падала минуты,мне это показалось вечностью.
Обернувшись увидел, что не закреплённые по-штормовому приборы стали падать.Проснувшийся командир отделения Юрий Саликов и я начали их удерживать.В какой-то момент лодка вздрогнула, пошла на всплытие.Лодка всплыла.По приказу командира дали радиограмму в штаб ВМФ.По прибытию в базу Гаджиево нас ждала комисия ВМФ.Все выходящие из К-19 разглядывали носовую часть, огромная рваная вмятина напоминала очертание овального предмета.Дозиметристы начали вокруг определять уровень радиации.По прошествии многих лет узнали правду(трагедию) о случившемся и какой бы БЕДОЙ могло всё обернуться.
«Якорями» отмечены места столкновения К-19:
15 ноября 1969г — столкновение с «Gatou» и 20 марта 1970 — с рыбацким судном. (Из личного архива А.Дьячкова)
После столкновения с “Гэтоу”, для ремонта , К-19 отправили в сухой док г. Полярный. Вмятина в корпусе доходила до торпедного аппарата, была полностью повреждена акустическая станция . Офицерский и сверхсрочный состав отправили в отпуск, а нас срочников оставили для охраны и обеспечения.Как и во всех доках на лодку были поданы силовые кабели, кабели связи.Как-то в одну из вахт я находился на верхней палубе, было раннее утро около 05:00. Посмотрев вниз с высоты лодки увидел искрящие кабели от короткого замыкания.Кабели начали воспламеняться.Доложив в ЦП, сыграли тревогу. В итоге очаг возгорания был ликвидирован. За бдительность командование объявила мне благодарность и поощрило отпуском на 40 дней.