Сейчас он проживает в городе Обнинске Калужской области. Именно туда я отправился 5 июля 2008 года. Два часа на электричке с Киевского вокзала Москвы, и я на месте. На вокзале меня уже встречали Михаил Викторович с супругой Надеждой Сергеевной. По дороге к дому много разговаривали. Михаил Викторович показывал дорогу по которой каждый день прогуливается. Рассказывал о дорогих и памятных для него местах. Михаил Викторович выглядел очень бодро, не смотря на то что его здоровье оставляет желать лучшего. Большая доза облучения, которую он принял на К-19 дала о себе знать.
Уже дома, в спокойной обстановке, мы начали разговор о К-19.
-По традиции первый вопрос о голливудском фильме «К-19.Оставляющая вдов». Что думаете? Каково ваше мнение?
— У меня двойственное отношение к фильму. С одной стороны я доволен. Из писем своих сослуживцев я знаю историю его создания. Сценарий, который был принят в начале, всех возмутил. Там были моменты когда офицеры пьют спирт чуть ли не на реакторе, во время вахты играют в карты пульте управления энергетической установкой, матросы воруют апельсины, а офицеры бьют их палками по рукам. Американцы согласились изменить сценарий. Предложили прислать консультантов. Ими, к сожалению, как раз были не спициалисты, те кто был ближе к московскому флотскому начальству. Сценарий исправили, но суть аварии с технической точки зрения выглядит несколько абсурдно. Но тем как показали моряков и офицеров я доволен. Правда, есть момент, который ни в какие ворота не лезет — это конфликт между старпомом и командиром. Такого просто не могло быть на флоте!
-Михаил Викторович, разговоров и публикаций о аварии было очень много.Да и в голливудском фильме все видели как это, приблизительно, происходило. Вы, как непосредственный участник, могли что то добавить, может исправить какие-то неточности, о которых мы не знали?
-Я в то время был не только командир дистанционного управления, а дополнительно исполнял обязанности командира реакторного отсека.
Когда прозвучала тревога на первой минуте я был отсеке. Никаких аварийных бригад не создавалось, никаких добровольцев не отыскивалось, все действовали по расписанию. Сначала мы пытались провести воду для пролива реактора с помощью армированного шланга, но как, только пускали воду, его тут же срывало, как бы мы его не утягивали. Несколько раз пытались закрепить шланг, но неудачно, и решили варить. Сварка была проведена не то, что даже любителем, а человеком всего пару раз в жизни державшим электрод в руках. Это был молодой матрос, который пришел на лодку не задолго до того рокового похода, Семен Пеньков.
Я работал в отсеке с 4 и почти до 12, работали посменно, отработал смену, выскочил на верх, перекурил, через 10-15 минут назад.
Командир в это время думал как меня подменить. Борис Корчилов по боевой тревоге, находился в первом отсеке, как командир отсека. Он подошел к командиру и попросил подменить меня, потому что я работал с 4 утра. Если бы он не попросился никто бы слова не сказал, не посмотрел косо. Борис совершил этот поступок по чувству флотской взаимовыручки, и тем самым по сути, спас мне жизнь. Командир разрешил подмену. Корчилов пришел в отсек. Я в это время ругался по громкоговорящей связи с главным пультом управления, потому что насос пустили неправильно. Я сказал: «Боря, все уже сделано сварка закончилась, потому ты просто контролируй ситуацию, а я пойду на пульт, дам разгон чтобы они правильно пустили насос».
Когда я пришел на пульт, мне доложили что насос пущен. На приборах пульта уже было видно что температура в реакторе начала понижаться т.е. мы добились того что было нужно. И в это время на пульт поступил доклад Корчилова что наблюдается голубое пламя из под крышки реактора, что означало мощное гамма-излучение. Вода падала на расскаленные рабочие каналы, в результате резкого охлаждения они потрескались, нарушилась герметичность. Понятно что радиация выросла в отсеке в сотни раз, надо выводить от туда людей. Получив добро, я дал команду покинуть отсек и задраить его.
-Как сложилась ваша жизнь после служби на К-19?
— После я служил в Обнинске. В учебном центре на должности преподаваателя офицерских кусров — начальника тренажера, категории капитана второго ранга. 8 лет я отслужил в Обниске. Это была самая лучшая служба за всю мою жизнь.
Тренажер был сделан так, чтобы все было как в лодке, чтобы офицер пересаживаясь с тренажера на пульт лодки, не видел никаких отличий.
Был в Севастополе на приемке нового тренажера и вот там и согласился прейти к ним на работу преподавателя. Там и прослужил до пенсии.
( в доме Михаила Красичкова висит картина с пейзажем Южной бухты Севастополя, в память о проведенных годах в этом городе)
Потом уехали в город Аткарск Саратовской области
Рассказывает супруга Михаила, Надежда Сергеевна
— Много пережили, пришлось уехать. Когда по телевидению показали презентацию фильма в Санкт-Петербурге, на которую нас пригласили, стало всем известно ведь город то маленький.
(На презентации фильма в Санкт-Питербурге. Слева направо: Валерий Гергиев художественный руководитель Мариинского театра, Надежда Сергеевна Красичкова, Михаил Викторович Красичков.)
После презентации к нам приезжал Губернатор Саратовской области и привез букет цветов. Присвоили звание почетного гражданина Саратовской области, вручили областную медаль.
Но медицина в городке на низком уровне. Нужно постоянно ездить в Москву и Питер, он ведь без конца в больнице лежит. И мы переехали в Обниснк.
Люди которые спасли мир от ядерной катастрофы не получили ничего. Слава нам не нужна, лучше бы лекарствами обеспечили и медицинским обслуживанием.
Вместо Эпилога:
«Встреча с Михаилом Красичковым оставила у меня замечательное впечатление о нем. Добрый, приветливый , всегда улыбающийся. С ним можно поговорить абсолютно на любую тему, Михаил Викторович очень начитанный и умный человек. Михаил Викторович сейчас стойко сражается за свою жизнь, также стойко как он сражался за жизнь всего экипажа в июле 1961 года. С виду он кажется очень бодрым и здоровым, а ведь на самом деле у него не осталось почти ни одного здорового органа. Его супруга, Надежда Сергеевна помогает, ухаживает, поддерживает его. Возможно Михаил Красичков продолжает жить благодаря двум людям. Его супруге и Борису Корчилову спасшему ему жизнь, подменив его 4 июля.
Таких положительных эмоций я никгогда еще не испытывал! Я запомню нашу встречу на всю жизнь.
...Настоящие герои незаметны. Привелегий не имеют, ни на что не жалуются. Они не умеют да и не могут извлекать пользы из своих заслуг…
Беседу вел Владимир Пеньков. «К19.RU» 5 июля 2008. Обнинск.
4 thoughts on “Михаил Викторович Красичков”