О подлодке К-19

К-19 — атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами, первый советский атомный ракетоносец. За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище «Хиросима».

Закладка K-19 состоялась 17 октября 1958 года. Спуск на воду — 11 октября 1959 года. 12 июля 1960 года поднят Военно-Морской флаг, на следующий день начаты ходовые испытания. 12 ноября 1960 года Государственной комиссией подписан приемный акт о завершении государственных испытаний, вступила в строй.

Закладка K-19 состоялась 17 октября 1958 года. Спуск на воду — 11 октября 1959 года. 12 июля 1960 года поднят Военно-Морской флаг, на следующий день начаты ходовые испытания. 12 ноября 1960 года Государственной комиссией подписан приемный акт о завершении государственных испытаний, вступила в строй.

Аварии и катастрофы на К-19

По причине несчастных случаев несколько человек погибло в 1959 г. ещё до спуска подлодки на воду:
— при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибло;
— после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр;

В 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб.

12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ USS «Nautilus», но из-за резкого маневра снижения глубины при этом врезалась в дно. Значительных повреждений не было.

3 июля 1961 года — авария кормового реактора: падение давления в первом контуре в результате разрыва в первом контуре импульсной трубки между напорной линией и датчиками. В результате, приборы показали нулевое давление, хотя полного разрыва не было. Устранение аварии впоследствии стоило жизни 8 человек, все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения.

15 ноября 1969 года — столкновение в подводном положении с подводной лодкой ВМС США USS «Gato» при манёвре изменения глубины с 60 до 90 метров.

24 февраля 1972 года — пожар в 8 и 9 отсеках. Отбуксирована на базу. Погибло 28 человек на лодке и 2 спасателя. 9 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, связи, пищи и со скудными запасами воды, получая из других отсеков только воздух (с перебоями).

15 августа 1982 года — при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался в госпитале.

Конструкция К-19 (схема)

Конструкция К-19 (схема)

Тактико-технические элементы ПЛАРБ проекта 658 и 658М(**):

Тактико-технические элементы Проект 658 Проект 658М
Длина, м. 114 114
Ширина, м. 9,2 9,2
Осадка, м. 7,68 7,68
Водоизмещение:
надводное, м3 4.039 4.096
подводное, м3
Глубина погружения предельная, м. 300 300
Атомная энергетическая установка:
Паро-производящая установка:
реактор (вода-вода), шт. 2 типа ВМ-А 2 типа ВМ-А
номинальная мощность, мвт 2х70 2х70
парогенераторы, шт. 2х8 2х8
паропроизводительность, т/час 2х90 2х90
Паротурбинная установка:
главный турбозубчатый агрегат, шт. 2 2
мощность, л.с. 2х17.500 2х17.500
число оборотов гребного винта, об/мин. 500 500
Электроэнергетическая установка:
генератор, шт. 2 2
мощность, кВт 2х1.400 2х1.400
дизель-генератор, шт. 2 2
мощность, кВт 2х460 2х460
гребные электродвигатели, шт. 2 2
мощность, кВт (л.с.) 331(450) 331(450)
аккумуляторная батарея, количество групп 3 3
количество элементов в группе 112 112
Скорость надводного хода, узл. 15,0 15,0
Скорость подводного хода, узл. 26,0 26,0
Дальность плавания*, миль
надводным ходом 15.000 15.000
подводным ходом 30.000 30.000
Автономность, суток 50 50
Команда, чел. 104 104
Вооружение ракетное:
баллистические ракеты Р-13 комплекса Д-2, старт надвод- ный, шт. 3
баллистические ракеты Р-21 комплекса Д-4, старт подвод- ный, шт. 3
Вооружение торпедное:
533 мм носовые торпедные аппараты, шт. 4 4
400 мм носовые торпедные аппараты, шт. 2 2
400 мм кормовые торпедные аппараты, шт. 2 2
торпеды калибра 533 мм, шт. 4 в аппаратах 4 в аппаратах
торпеды калибра 400мм, шт. 4 в аппаратах 4 в аппаратах
запасные торпеды калибра 400 мм, шт. 8 (4 в носу, 4 в корме) 8 (4 в носу, 4 в корме)

Примечания:

* Дальность плавания по формальному расчету (скорость х автономность). На самом деле дальность плавания для атомных ПЛ значительно выше.

** ТТЭ после модернизации.

Первый боевой поход. Авария реактора 3 июля 1961 года.

При возвращении на базу после участия в учениях «Полярный круг» в 70 милях от острова Ян-Майен произошла авария правого реактора. В 4:00 при ходе в подводном положении и работе реакторов обоих бортов на мощности 35 % вахтенный командир группы дистанционного управления реактором обнаружил по контрольно-измерительным приборам падение давления и уровня в 1 контуре кормового реактора. Кнопкой была сброшена аварийная защита реактора. В 4:22 ПЛ всплыла в надводное положение и продолжала движение при работе реактора и линии вала левого борта. Через 30 — 40 минут после начала аварии появилась и быстро начала расти гамма-активность. Появившуюся газовую и аэрозольную активность удалось несколько снизить вентиляцией реакторного отсека. В 7:00 была предпринята попытка аварийной проливки реактора через магистраль воздухоудаления, однако сразу же после пуска насоса шланг был сорван. Очередная попытка создания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса привела к выходу его из строя. В 8:45 после приварки героическими усилиями аварийной партией трубопровода к воздушнику вновь была собрана нештатная аварийная схема проливки реактора. Подачей воды в реактор, температура в активной зоне была снижена с более 400 градусов до 330 к 12:20. В результате разгерметизации реактора и проводимых работ, а также удаления воды из реакторного отсека трюмным насосом 10 отсека, радиационная обстановка на ПЛ резко ухудшилась, загрязнение распространилось по всему кораблю. Командиром было принято решение об эвакуации экипажа.

Через сутки после начала аварии, в 4:00, весь личный состав был снят на дизельную подлодку С-270, а затем и на С-159, но позже передан на подошедшие эсминцы. На случай появления иностранных кораблей К-19 была подготовлена к затоплению.

К-19 была отбуксирована в базу. В результате сильного облучения в течение нескольких ближайших суток скончалось 6 человек, а впоследствии — ещё 2 человека.

Члены экипажа К-19, погибшие в результате аварии 1961 года

Имя Звание и должность Доза облучения Дата смерти Примечание
Борис Корчилов лейтенант 5400 бэр 10 июля 1961 похоронен на Красненьком кладбище в Ленинграде
Борис Рыжиков главный старшина 720 рентген 25 июля 1961 похоронен на Зеленогорском кладбище под Ленинградом
Юрий Ордочкин старшина 1-й статьи около 3000 бэр 10 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Евгений Кошенков старшина 2-й статьи 845 рентген 10 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Семён Пеньков матрос 890 рентген 18 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Николай Савкин матрос 930 рентген 13 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Валерий Харитонов матрос 935 рентген 15 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Юрий Повстьев капитан-лейтенант,
командир дивизиона движения
629 рентген 22 июля 1961 похоронен на Красненьком кладбище в Ленинграде

Остальные члены экипажа также получили дозы облучения, во много раз превышающие допустимые, и проходили лечение от лучевой болезни в течение последующего года. Лечение включало в себя пересадку костного мозга с последующим полным переливанием крови. Эта методика была предложена профессором З. Волынским и спасла в том числе получивших смертельные дозы облучения старшего лейтенанта Михаила Красичкова, ст.2й.статьи Ивана Кулакова и капитана 3-го ранга Владимира Енина. В целях секретности официальный диагноз был не «лучевая болезнь», а «астено-вегетативный синдром»[2], в связи с чем подводники впоследствии имели сложности при приёме на работу.

Столкновение с USS Gato 15 ноября 1969 года

Столкновение с американской подлодкой USS Gato произошло 15 ноября 1969 года в результате манёвра К-19, которая увеличивала глубину с 60 до 90 метров. Получив значительные повреждения носовой части, лодка всё же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Много позже стало известно, что командир торпедного отсека американской лодки, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ. Считается, что именно после этого в американском ВМФ ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира судна.

Пожар 24 февраля 1972 года

Члены экипажа К-19, погибшие в результате аварии 24 февраля 1972 года

старшина 1-й ст. Алексеев А. П.
матрос Бабич А. Н.
мичман Борисов Ф. К.
главный старшина Васильев А. П.
старший матрос Волошин Х. А.
старшина 2-й статьи Галкин Н. И.
старшина 2-й статьи Глушаков П. И.
матрос Гринько В. В.
старший матрос Губарев В. Ф.
матрос Ефимов Н. А.
старший матрос Захаров А. Н.
старший матрос Кильдюшкин В. А.
матрос Кондратенков М. И.
старшина 2-й статьи Марач К. П.
матрос Мисько И. П.
старшина 1-й статьи Мосолов В. Е.
старший матрос Муслимов Р. Ю.
мичман Николаенко В. Г.
мичман Новичков А. И.
старший матрос Расюк В. В.
старший матрос Сербин И. А.
старший матрос Сидоров Л. Н.
матрос Ситников С. А.
лейтенант Хрычиков В. В.
матрос Худяков Б. Е.
капитан 3-го ранга Цыганков Л. Г.
матрос Шевчик М. В.
старший лейтенант Ярчук С. Г.

Окончание службы

В 1979 году признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи по проекту 658С. Названа КС-19. В 1990 году выведена из боевого состава в резерв, уже после этого переименована в БС-19 (1992). Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, утилизирована в 2003. Сохранилась лишь рубка. Планировался перевоз её в Москву, но в результате рубка так и осталась в Снежногорске (Мурманская обл.) перед судоремонтным заводом «Нерпа», где её отремонтировали.

Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.

Вывод лодки из строя ВМФ СССР состоялся 19 апреля 1990 года

В 2003 году была отправлена на утилизацию на завод «Нерпа», несмотря на просьбы о превращении лодки в музей. Часть ограждения выдвижных устройств сохранена как мемориал и установлена у проходных СРЗ «Нерпа».

Закладка K-19 состоялась 17 октября 1958 года. Спуск на воду — 11 октября 1959 года. 12 июля 1960 года поднят Военно-Морской флаг, на следующий день начаты ходовые испытания. 12 ноября 1960 года Государственной комиссией подписан приемный акт о завершении государственных испытаний, вступила в строй.

Командиры К-19

Н. В. Затеев (1957—1961)
В. А. Ваганов (1961 — сентябрь 1965)
Э. А. Ковалев (сентябрь 1965—1967)
Ю. Ф. Бекетов (1967—1969)
(но поход 1969 года, в котором лодка столкнулась с SSN-615 «Gato» осуществлял 345-й сменный экипаж под командованием кап. 2р. Шабанова В. А.)
В. М. Тяпкин (1969—1970)
Ю. С. Пивнев (26 октября 1970 — сентябрь 1973)
(но в печально известный поход 1972 года также ходил сменный 345-й экипаж под командованием кап. 1р. Кулибабы В. П. А вышла в него лодка ещё в декабре 1971.)
Г. А. Никитин (сентябрь 1973—1974)
В. Ф. Мусатов (3 июня 1974—1977)
Н. С. Елисеев (28 мая 1977 — 4 ноября 1978)
В. А. Дмитров (30 октября 1978—1987)
О. Е. Адамов (15 августа 1987 — 22 сентября 1997)
А. А. Горюнов (24 февраля 1998—2001) командир экипажа
И. С. Панасюк (2001—2003) командир экипажа.

Продолжить чтение о К-19: уникальные документы и свидетельства оевидцев

Добавить комментарий