Снежногорск, 6 августа 2003 года.В этот день члены экипажа К-19 первого призыва со своей лодкой на стапеле завода «Нерпа», где она должна быть уничтожена гигантскими американскими резаками.На прощание со свое лодкой не смогли приехать все, кто участвовал в тех событиях 4 июля 1961 года, о которых Голливуд снял фильм «К-19.Оставляющая вдов.»
«Мы прибыли на лодку,когда она еще и лодкой не была — бочка пустая,- вспоминает Борис Кузьмин.- Монтировали оборудование,механизмы,все сами налаживали.Так что мы на ней с рождения и до ее тризны...»
На его глаза наворачиваются слезы.Как, впрочем, у многих.»Жалко нашу ласточку,- говорит москвич Анатолий Иванов.- Смотрите,какая она красавица!»
Пять с половиной тысяч тонн проржавевшего железа до сих пор хранят удивительно красивый силуэт корабля,похоже на выброшенную на берег гигантскую акулу.Можно только догадываться, как изящно резал её форштевень волны Атлантики в том героическом походе 1961 года.Незадолго до аварии лодка едва не столкнулась с американским атомоходом «Наутилус».Буквально несколько метров отделили две огромные субмарины от аварии.
«Я видел,как американец шел на нас и подумал:во, ковбой! Мы дали «лево на борт» и еле разминулись«, — рассказывает бывший командир турбинной группы Геннадий Глушенков.
В кают-компании поминали первого ее командира Николая Затеева.
Геннадий Глушенков: » Потом выстроились на верхней палубе.Командир в 1966-1969 годы, контр-адмирал запаса Юрий Бекетов дал команду:»На флаг равняйсь!Смирно!Флаг спустить!».Флаг в руках бывшего командира отделения электриков Виктора Стрельца.Он целует его, бережно сворачивая — флаг пойдет в музей.Прощание с кораблем состоялось.
Виктор Стрелец: » Мы так хотели спасти наш корабль, сделать из него памятник.Видно не судьба«.
Вот это «видно не судьба» и сыграло позже свою роль.Вечером собрались ветераны и заспорили: а почему, собственно,не судьба?Не судьба была выжить 4 июля 1961 года,когда весь мир из-за аварии реактора их лодки висел на волоске.Но выжили и — мир спасли и лодку.
После фильма «К-19» пресса писала о том, что К-19 утонула.Не утонула, стала потом лучшей на Северном флоте,это многих удивляет — как так?А вот так, благодаря экипажу.Этот экипаж, можеть быть, единственный на нашем флоте,члены которого дружат уже сорок лет и каждый год 4 июля встречаються,чтобы почтить память своих восьми товарищей,погибших во время ликвидации аварии.И этот экипаж после прощания с лодкой решил твердо:К-19 сохранить, не дав ее уничтожить, сделать из нее памятник Холодной войны на море, посвятив его всем подводникам, выполнившим свой долг — и нашим, и нашим бывшим врагам.
«Мы спасли нашу лодку в 1961-м , спасем и сейчас» — говорят моряки.И в это вериться»
Это — из моего репортажа «Прощай ,К-19!».Я прощался с лодкой вместе с экипажем в 2003 году и видел слезы на их глазах, когда спускали флаг корабля.Вместе с моряками писал письмо Президенту РФ
В.В.Путину, сыну подводника,с просьбой сохранить К-19 для истории в качестве.
Президентская администрация делала попытку сохранить лодку, но отечественная бюрократия оказалась даже посильнее этого могущественного властного института — и К-19 порезали на металл.
От К-19 сохранилось несколько крупных фрагментов — рубка с выдвижными устройствами,люки торпедных аппаратов,отдельные детали интерьера.Можно ли из этого воссоздать корабль,превратив его в музей, как мечтает это сделать член экипажа К-19 1968 года Владимир Романов, предприниматель и патриот?
Время покажет.
Александр Никишин
Источник:
Книга «К-19.События.документы.Архивы.Воспоминания.»
Составители:
Ю.Ф.Мухин
Б.Ф.Кузьмин
Ветераны первого экипажа АПЛ»К-19″.
ООО»Дом Русской Водки»,оформление,макет,издание.2006.
6 thoughts on “Прощание с “легендой”!”