Матросы сделали все, чтобы предотвратить катастрофу
ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ аварии не было бы, если бы гражданские инженеры-атомщики получали профессиональную подготовку на уровне военных. Такое предположение высказал недавно на открытии памятника погибшим подводникам экипажа атомарины К-19 бывший командир дивизиона, капитан 2-го ранга в отставке Владимир Погорелов.
4 июля 1961 года, в 60 милях от норвежского острова Ян-Майен, где располагалась военная база США, на борту первой в мире советской атомной подводной лодки вышел из строя реактор. Нарушения в системе охлаждения грозили экологической катастрофой в Баренцевом море — тепловым взрывом, аналогичным чернобыльскому.
После безуспешных попыток остановить рост температуры и падение давления в реакторе, на совещании офицеров К-19 было принято решение сколотить группу добровольцев во главе с лейтенантом Борисом Корчиловым. Ей предстояло перерезать воздушный вентиль реактора, подать туда дистиллят и охлажденную воду. В случае неудачи, по приказу командира К-19 Николая Затеева, лодку должна была торпедировать советская субмарина. Тогда цена военной тайны ставилась выше цены жизни людей. Но катастрофы не произошло.
Матросы-добровольцы предупредили ее и с угрозой для собственной жизни спасли других.
Владимир Погорелов считает, что аварию на К-19 можно было предотвратить, если бы до спуска со стапелей ее оснастили системой защиты от подобных неполадок. Но из-за стремления «догнать и перегнать Америку» и ввести в строй нашу К-19 раньше их «Джорджа Вашингтона» лодку пустили в плавание без «страховочного троса».
По словам председателя комитета ветеранов подразделений особого риска Владимира Бенцианова, тридцати советским экипажам пришлось повторить подвиг матросов К-19. Если подумать, что одна только К-19 грозила заразить территорию Норвегии, Гольфстрим и весь северо-запад России, легко представить себе опасность, которую несли все наши субмарины.
К счастью, обошлось без взрывов. Или мы просто о них не знаем, как долгое время не знали о подвиге матросов К-19?
Игорь ЛИСНИК