Александр Дьячков. годы службы 1967 — 1970

Нашему сайту уже более трех лет. Но мы,совсем не много писали о столкновении К-19 с «Gatou» в 1969 году. Не так давно наш сайт нашел Александр Дьячков, который в те годы проходил срочную службу, был непосредственным очевидцем тех событий.

Сейчас проживает в Краснодарском крае.

Вот что он пишет о себе:

010101

«Я, Дьячков А.В. в июне 1967г. Был призван в армию. Направлен в Севастополь 11 учебный отряд подплава.

111-7

Окончив его, в ноябре месяце по распределению попал в Гаджиево в/ч 60207 345 Экипаж командир капитан 2 ранга В.А. Шабанов. Командир отделения старшина 2 ст. Косихин Олег, подготовив меня (я сдал на СП), уволился в запас. Командиром БЧ-4 был в то время капитан 3 ранга Кудрявцев.

999

И так пошла моя служба на К-19. Когда лодка стояла на причале, жили на берегу. Подъём в 06-00, зарядка, завтрак, а после через сан. пропускник шли на «Хиросиму». Проворачивание оружия, технических средств, спец. подготовка, обед, небольшой отдых и снова строем на лодку ППО и ППР, уборка, ужин. Учебные занятия по борьбе за живучесть(БЗЖ), водолазная подготовка, отработка действий экипажа при пробоинах в отсеках, хим. и радиоактивной безопасности. На лодке, как положено, неслась вахта, ЦП- вахтенный офицер, верхняя вахта(охрана субмарины). В субботу на лодке проводилась большая приборка (по «каштану» объявляется: резину белить, медь драить) .Так изо дня в день. Затем экипаж готовился к выходам в море в полигон действий по сдаче тактических задач: торпедные, ракетные стрельбы, глубоководные испытания и т.д.

Хорошо помнятся команды по «каштану»: «боевой пост 34 к бою, походу готов»; команды из ЦП: «тишина в отсеках, слушать забортные шумы» и многие др. В 1969г. вместо ушедшего капитана 3 ранга Кудрявцева прибыл молодой лейтенант Петушко. Часто менялись старшины команд БЧ-4. Командир дивизии АПК был контр-адмирал Неволин. Хорошо помню фамилии командиров БЧ: капитан 3 ранга Курков, капитан 2 ранга Миняев, капитан 3 ранга Цыганков, капитан 2 ранга Щипцов (зам. командира по полит части), капитан 3 ранга Заварин, капитан –лейтенант Поляков, капитан –лейтенант Костин и д.р.; старшин команд: мичман Новиков, боцман мичман Красников,

555 1111-10

боцман Красников               Ком БЧ-4 Юрий Саликов

мичман Храмцов и д.р.; матросов: Латышев, Мальцев, Опря, Кобзев, Тымчевский, Саликов и д.р.

Хорошо знал капитана 3 ранга Цыганкова, гл. старшину Сашу Васильева, которые погибли в пожаре 1972г. (о пожаре узнал спустя много лет в передаче «Как это было…» в 1995г. по рассказу очевидцев капитан –лейтенанта Полякова и мичмана Храмцова). Вечная память им и всем погибшим в этом кошмаре. Я горжусь их мужеством, подвигом… Затем были дальнейшие выходы в море, столкновение с американской лодкой «Гэтоу», столкновение с рыбаками. Всё это преследовало К-19, как тяжёлый рок.


Случай в годы службы: В одном из учебных выходов в море произошла авария- в 7 отсеке потёк трубопровод парогенератора.По “каштанке” камандир приказал восстановить связь ЦП с 7 отсеком.Взяв из ЗИПа необходимый блок я побежал в 7 отсек.Задраив за собой люк переборки, я очутился в “парной бане”.Полумрак(включено аварийное освещение),по стенам от конденсата текла вода;в отсеке было жарко.Весь мокрый я опустился на 2-ю палубу,где находился пульт управления “каштанки”.Замена блока не дала результата.От влаги и пара он вышел из строя.Вернувшись на ЦП(3-й отсек), я доложил командиру о неудачной замене.К концу дня поломка была устранена.

666 777 888

Дьячков и Циммерман В.     Александр Дьячков                Термиргалиев и Дьячков

Но на ряду с отрицательными, были и положительные моменты. Помню две значимые даты: открытие обелиска (в бухте) затонувшей в 1957г. дизельной лодке, открытие в дивизии АПК многоэтажного здания камбуза, на которых присутствовали почётные гости. Также торжественно отмечались все праздники года.
К концу моей службы в дивизии начала возрождаться художественная самодеятельность. Я играл на гитаре. На пришвартованной плавбазе «Тобол» проходил службу мой друг Миша Захаров (Мефодий), который тоже увлекался игрой на гитаре. Иногда, в свободное время вместе играли, разучивали новые песни.

333 444

Михаил Захаров                      Захаров и Дьячков

Капитан 2 ранга Щипцов услышал нас и вместе с капитаном 1 ранга Чесноковым(из полит отдела), предложили участвовать в художественной самодеятельности. Нашли бас-гитариста, ударника, солистов (на фото) и начали репетировать. Дали несколько праздничных концертов в ДОФе.
111 222

Наш музыкальный коллектив. Слева направо:бас-гитара, соло-гитара-Захаров Миша(Мефодий),ударник-Тюрин,ритм-гитара-я.

В конце мая 1970г. я демобилизовался.»

12 отзывов(а) на статью “Александр Дьячков. годы службы 1967 — 1970

  1. Уважаемый Александр,злой рок преследовал не К-19,а 345 экипаж.Если Вы даёте комментарий,то давайте правильно,парогенератор находится в 6отсеке,а не в 7отсеке.С уважением ветеран К-19 Степанов Сергей.

  2. Геннадий Алябьев Апрель 10, 2010 at 20:51 -

    Вот где неразбериха,так кто столкнулся с рыбацким сейнером К-40 или К-19?! И не понятно где в 7отсеке вторая палуба,под пайолами от носовой переборки до кормовой находится трюм,где расположены механизмы и забортная арматура.На лодке использовалась схема внутренней связи-«КАШТАН»,в 7отс на посту управления турбинами находились два пульта связи ЛБ и ПрБ с пультом управления ГЭУ и один с ЦП.
    345 экипаж обслуживал не только К-19,но почемуто связывают все события с К-19.От случившихся трагедий не уйдеш,но лодка долгие годы ходила без аварий и экипаж К-19 успешно выполнял поставленные задачи.И еще,будучи головным кораблем,была выведена из строя последней из своего проэкта.
    -Так причем тогда «Тяжёлый рок»?!

  3. Уважаемые,давайте не будем опять ударяться в палемику о 345м экипаже. Для этого есть отдельная тема на форуме. Вот там просьба и обсуждать. Здесь выражение «Тяжелый рок» упоминается относительно аварии реактора 61 года, и пожара 72 года. А вовсе , не про 345 экипаж и его неудачи.

  4. Геннадий Алябьев Апрель 12, 2010 at 13:16 -

    Нечто подобное преследует каждый головной заказ любого прэкта.Серия супертанкеров на судостроительном заводе «ЗАЛИВ» началась с танкера «КРЫМ».Трагедии случались,как при постройке,так и вовремя эксплуатации.И причиной гибели людей,всякий раз был человеческий фактор.

  5. Геннадий Алябьев Апрель 12, 2010 at 13:25 -

    Александр.большое спасибо за теплые слова в адрес Ваших товарищей и командиров,а то Ваши саратники-годки.както не лестно пишут о командирах.Не понимаю,как можно долгие годы жить с этим?!

  6. Уважаемые,за 16 лет службы на К-19,я обо всех своих сослуживцах отзываюсь очень хорошо,своим старшим товарищам спасибо,что научили знать электрическое хозяйство К-19,а своим командирам К-19,спасибо за то,что плавали на К-19 и выполняли возложенные задачи.О своих сослуживцах и подчинённых отзываюсь с теплотой и большим уважением.Всем здоровья и долгих лет жизни.С уважением ветеран К-19 Степанов Сергей.

  7. !!! Командир дивизии АПК был контр-адмирал Неволин. Хорошо помню фамилии, капитан 3 ранга Цыганков>
    Уважаемый вы попутали не только отсеки, я так думаю это было в 5 отс. А там всегда в море жарко от испарителя да и каштан есть в трюме на посту мотористов. Ну а пар так там и впрям мог поступать в отсек. Сам с Острожинским (ст.к-ды.рефов) клеили медний паропровод (образовался свищ) стеклотканью на епоксидке. Да а Неволин дивизией АПЛ не командовал он с дизелей. Когда мы на К-19 первые пришли в Ягельное в 1964г. Там была ескадра дизельных ПЛ (печально известная С-80 с етой ескадры, когда мы пришли многие семьи погибших жили в городке) и мы были первой АПЛ этой ескадры. Кап 1 ранга Неволин был нач. штаба Ескадры а контр.адм. Глоба был командующим. Цыганков если мне не изменяет память где то за год, до трагедии, перешел на 345 комдивом 2. с К-33 где был ком.групы а я ст.к-ды. електриков. (к этому времени вы уже уволились), Лева был веселым не унывающим при любых ситуациях человеком. Я не могу его вспомнить без улыбки на лице.Жизнерадостный был человек.
    По поводу рока над К-19 я бы не драматизировал, ведь многие лодки при первой же аварии тонули а она «умерла» своей смертью да еще и долгожительницей оказалась. И я не знаю чья это заслуга или вина, просто судьба так распорядилась.
    Эта лодка была в нашей жизни, и не самые худшие годы жизни мы ей отдали. Скажем спасибо судьбе за это.

  8. Уважаемые господа подводники! Я очень рад за ваши комментарии и что как-то взбудоражил ваши воспоминания о давно прошедшем времени, как-никак минуло 40 лет. Я очень прошу Вас не быть столь критичными, ведь это моя память и это свято.

  9. Уважаемый Сергей! Вспомните пожалуйста, не служили ли с Вами: Брагинец Олег(г. Москва), Шурыга Николай(Белоруссия)? С уважением Александр.

  10. Александр, здраствуй! Добавлю несколько моментов,которые ты упустил. После столкновения продулись, всплыли. Принесенную шифровку в штаб флота, с мичманом Темиргалиевым перевели на перфоленту, зарядили в СБД «Быстрота» и отправили. Квитанция не пришла. Повторили, результат тот же. Командир рвет и мечет. Аппаратура работала в штатном режиме, значит дело в антенне. По «каштану» запросил добро подняться на мостик для установки запасной. Поднялся, достал из ниши и закрепил в кронштейн. Все р/граммы были переданы без проблем. Как потом выяснилось, фарфоровый фидер, от удара и вибрации, треснул и затек. С мостика видел последствия ЧП. На море мертвая зыбь, даже на тихом ходу перед носом лодки огромные буруны, заслонки легкого корпуса, прикрывающие крышки ТА, вывернуты наружу.
    В «воспоминаниях» командир «Гэтоу»писал, что предотвратил несанкционированный запуск торпед и ракеты-торпеды «Соброк» ( в которую еще надо ввести программу по поиску и уничтожению цели) по советской лодке. Полная чушь и домыслы. Откуда они знали, что мы несем на борту, ядерное оружие или учебные торпеды? Последствия были бы непредсказуемы. Или, из выводов комиссии, которая посчитала, что если бы наша скорость была больше, мы разрезали «Гэтоу» пополам с разрушением реакторного отсека. Тоже не подарок. До нейтральных вод было рукой подать, а она, скрываясь, ложится на грунт. Вы такое слышали? Есть тральщики и глубинные бомбы.
    Всем морякам-подводникам кто служил и кто сейчас служит, доброго здоровья и благополучая.
    Бывший ком.отд-я БЧ-4 АПЛ К-40 Саликов Юрий.

  11. Юрий, здравствуй! Хотелось бы пообщаться с тобой. Оставь пожалуйста свои координаты ( телефон или адрес) по эл.адресу сына: yurahad@mail.ru Спасибо!

Добавить комментарий