Сочинение ученика 9 класса МОУ «Вязноватовской СОШ» Носова Михаила
Воронежская обл. 2008 год.
«Имя его не забыто, подвиг его бессмертен»
В 1961 году на борту атомной подводной лодки, оснащенной стратегическими ракетами с ядерными боеголовками, произошла авария реактора. Лишь героические действия экипажа предотвратили аварию.
Словно некое заклятие висело над подводной лодкой «К-19». Еще во время постройки случился пожар, погибли двое рабочих. В ядовитых парах клея задохнулись шестеро женщин. Неспрста,судя по всему, при спуске не сумели разбить традиционную бутылку шампанского. Дурная прмета!
Несмотря на все, 4 июля атомная подводная лодка вышла на воду для прохождения испытаний. Экипажу была поставлена задача уйти под ледовый панцирь и там изображать вражеский атомоход. Но случилось то, чего никто не ожидал. Внезапно сработали приборы радиоционного контроля , в одном из отсеков стало резко падать давление. Оказалось, заклинило насосы, обеспечивающие циркуляцию теплоносителя, попросту говоря, ушла охлаждающая реактор жидкость. Весь экипаж понимал, что уран, скопившись в поддоне под реактором и достигнув критической массы, неизбежно привел бы к ядерному взрыву.
В том, что произошло, вины экипажа не было. Как выяснили впоследствии при строительстве лодки некий рабочий, производя сварку, не накрыл, как положено, термическим ковриком нижний трубопровод. На него попал расплавленный металл, вызвавший микротрещины. Остальное было делом времени: вода циркулировала под давлением 700 атмосфер — металл не выдержал.
Судьба планеты решалась в тот трагический миг не в Вашингтоне или Москве, а в одном из отсеков подводного ракетоносца. Членам экипажа предстояло решить непростую техническую задачу: как не допустить расплавления урановых стрежней, охладить взбесившийся реактор?
Кому то надо было идти умирать… Этот жребий выпал командиру первого отсека Лейтинанту Корчилову, главстаршине Рыжикову, старшине 1-й статьи Ордочкину, старшине 2-й статьй Кашенкову, матросам Пенькову, Савкину, Харитонову.
Среди спасательного отряда был наш односельчанин — Пеньков. Семен с детских лет знал, что такое ответственность за других. Он рос в непростое послевоенное время. С раннего возраста пришлось подростку заниматься тяжелым крестьянским трудом. Как и всем тогда, ему не хватало питания, одежды. Но всегда рядом находились близкие люди, которые любили и поддерживали его. чувство близкого человека, односельчанина, земляка, гражданина великой страны было в нем. Наверное, это и помогло ему сделать шаг из строя на встречу предстоящей опасности. В детстве село жило одной большой семьей. Не было своего или чужого горя. Оно было общим. Но и не было своей радости — все переживали и сопереживали «всем миром». Семен рос и мужал на виду у всего села. в Характере парня выделялись положительные черты: отзывчивость, доброта, справедливость и большое чувство долга. Сверстники говорили о нем, что если Семен пообещал, то сделает непременно. Как и все ребята в округе любил играть в футбол. Пусть и мяч порой был самодельным, но азарт настоящим. И радость от забито меча была общей, с чувством товарищества.
Такой был и останется в памяти Пеньков Семен.
И вот ремонтники вошли в аварийный отсек. на подводной лодке наступила полная тишина. Работали моряки по 2-3 человека, закутавшись в химкомплекты, натянув маски противогазов. Облака радиоактивного пара заволакивали очки масок. Матросы, чтобы не работать вслепую, стаскивали их и дышали губительным газом. Жизнь матросов висела на волоске.
Примерно через полтора часа система заработала. Ребят выносили из отсека на руках. Их лица распухли, губы были вывернуты, глаза налились кровью. Лодочный врач помочь ничем не мог: моряки получили огромные дозы радиации. Температура в активной зоне реактора упала до 250 градусов, но радиация продолжала нарастаь по всему кораблю.
Аварийный передатчик постоянно посылал сигнал SOS. К счастью, вскоре показались подводные лодки. Они покинули зону учений и поспешили на помощь. На одну из лодок переправили пострадавших и тех, чье присутствие на борту «К-19» не было не обходимым.
5 июля все моряки оставили «К-19». Переоблученных доставили вертолетами в Москву, в Иститут биофизики, где за их жизнь боролись лучшие врачи страны. К сожалению, удалось спасти немногих — слишком большая доза радиоактивного заражения. Политическая ситуация в мире была такова, что широкое информационное распостранение данного события было невозможно. Воины — подводники спасли свою родину дважды: не дав взорваться атомному реактору и сохранив целостность страны, остались на время неизвестными героями.
Я думаю,подобный героизм всегда присутствует в русских войсках и русской душе.
Тем и сильны мы — Русским Духом!