Ликвидаторы АПЛ К-27 вспоминают…

Спустя 40 лет после той страшной ядерной катастрофы.которая произошла в далеком мае 1968 года ,сегодня оставшиеся в живых от матроса, старшины,офицера и адмирала могут поделитсья своими воспоминаниями,своими взгладами на аварию. Из сотен и сотен писем,которые собраны за десятилетия, автор отобрал самые интересные ,которые помогут читателю записок понять ситуацию,которая тогда была на корабле, когда произошла авария..Их мнения и суждения не предендуют на истенну,но они имеют полное право высказать то, что именно они думают по этому поводу И так…..

КАПИТАН 1-го РАНГА(в отставке) ПОЛЕТАЕВ СТЕПАН МИХАЙЛОВИЧ..,участник двух боевых походов в Атлантику(1964) и Средиземное море(1965),командир БЧ-5 второго экипажа, после аварии исполнял обязанности с 1968 по 1970 год командира БЧ-5 первого экипажа Принимал активное участие в ликвидации ядерной аварии..Награжден орденами и медалями за службу в подводном атомном флоте.инвалид 1-й группы:

…—«-О преимуществах апл К-27 не подлежит сомнению,на тот период она выгодно отличалась от водоводяных своими параметрами.Однако в конструкции ППУ был заложен явный недостаток-это секции МП-2.В стремлении уменьшения габаритов ОКБ «Гидропресс» разработал конструкцию,где на одну трубную доску замыкались Четыре камеры и все с разными температурами…Из-за этого недостатка(у насосов МПЦ) в основном были всегда сложности в эксплуатауции ППУ.Неоднократно просили ОКБ заменить секции МП-2 на МП-4..безрезультатно.Это было сделано только на апл 705 пректа.Уж очень кому то хотелось сиюминутных результатов и победных рапортов.


История апл К-27 могла быть совсем инной.Однако имеем то,что имеем. Некоторые участники последнего выхода К-27 в море(май 1968г) чувствуют себя героями.На мой взгяд-это весьма проблематично.Герои-это СПЕЦТРЮМНЫЕ реакторного отсека,которых как ягнят бросили на заклинание и очень жаль,что никто этого не оценил и не передал их имена всеобщей известности(более месяца «гуляет в коридорах власти имена ребят погибших и отличившихся при ядерной аварии и пока неизвестно чем это закончится .авт.)Все мы конечно умны задним числом…..Но как оправдать,что при обеспечении полного хода для компенсации температурного эффекта начинают извлекать стержни КС чуть ли не наверхние концевики,когда нужно было всего 3 центральных КС поднять на 1-2 шага?!Я не мог этому поверить,услышав .Оператор на левом борту был Офман(всего несколько месяцев как пришел на апл) ,на правом борту Домбровский В.(на апл 5-й год) Присутствовал комдивизиона Пастухов Лев, .Допустим Офман молодой ,неопытный оператор,который никогда не изучал ат.физику и понятия не имел о ядерной безопасности..Но Лев Пастухов? Что он делал? Думаю что он вопил» поднимай КС..КС…» зациклившись на стрелке машинного телеграфа.Результат известен всем..Офмана стали топтать,а фамилия Пастухов в моей памяти нигде не произносилась. И после этого он возможно считает себя героем и наверно еще получил Орден Мужества? А на чьей совести участь спецтрюмных?( 1998 году Лев Пастухов,капитан 1-го ранга в отставке был награжден Орденом Мужества,как было сказано ..за мужество проявленное при ликвидации ядерной аварии. Следует добавить, что тогда в 1998 г,получили первые те Ордена,которые например сидели на ПУ ГЭУ..и действовали по принципу Пастухова .авт.)…..Жаль что не все достаточно оценивают вклад 2-го экипажа в ликвидации ядерной аварии и в проведении последующих работ.Кто участвовал,тот все знает что и как было.а кто нет,тому очень повезло.Главное иметь внутренее удовлетворение и чистую совесть перед своими товарищами.Сожалею что до сегодня не написана книга о том, что тогда было,о тех кто не жалел своего здоровья и ликвидировал последствия ядерной катастрофы.Не очень сегодня ,честно говоря вспоминать весь тот кошмар,как в полусне,когда лодка пришвартовалась,открыли люк четвертого отсека и из него вышел пар как из доброй парилки! Кипела вода в трюме .Четверо суток моряки второго экипажа…матросы,старшины офицеры не выходили с лодки.Была проделала огромная работа,чтобы не допустить более тяжелой ситуации уже в базе.Хочется действительно отметить героическую работу личного состава,особенно оператов ПУ ГЭУ.Вот кто заслужил действительно не только чтобы их именна занесены были в Книгу Почета части ,но и чтобы отметили государственными наградами…..»

Из воспоминаний капитана 1-го ранга МИЛОВАНОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВИЧА,
milovanov.jpg

участника 2-х походов,выходил в качестве помошника командира корабля в море, в мае 1968г,в дальнейшем командывал апл К-450,был зам.командира 41-й дивизии в Гремихе.Награжден орденами и медалями. Инвалид 2-й группы.

…»Причина трагического исхода аварийной ситуации мне представляется в следующем..

1.Конструктивные особенности ГЭУ ,систем доз.контроля изначально не предусматривали возникновения столь тяжелых последствий.

2.Руководящие документы по БЖ имели серйозные недоработки,естественно для первого периода освоения АПЛ.

3.Система воспитания и обучения л.с. АПЛ ставит во главу угла-боеготовность корабля.и это правильно.Но при отсутствии раскрепощенного мышления,стремления сохранить боеготовность ЛЮБОЙ ценой порой теряет здравый смысл,искажает понимание идеи и усугубляет ситуацию.Ведь по сути-ПЛ не была боеготова еще до выхода в море!(а ведь если бы тогда не произошла авария в Баренцевом море..лодка через два-три дня вышла в длительный поход на 70 суток,и как бы прошел этот поход,одному Богу известно.авт.)Это проявилось на разных уровнях…Командывание –космандир АПЛ,командир-Пл-командир БЧ-5,командование-спецтрюмные.

Сказанное выше характерезует понятие «система управления»,которая существовала и фактически продолжает существовать до настоящего времени.А ведь с того времени,когда осваивались первые атомные подводные лодки прошли десятилетия!

Расскажу об одном из эпиэодов,проишедшем при испытании ГЭУ когда командиром корабля был Гуляев Иван Иванович. .АПЛ вышла на полигон для очередного испытания ГЭУ и механизмов.Задача-выполнить неприрывный режим самого полного хода в течении 3-х суток.Первые двое суток мы «отлетали» без замечаний.Но вот в конце третьих суток появилась течь парогенератора(бичь апл ).Это уже была аварийная ситуация.Испытания прервали.Стали решать что делать.Учитывая тот факт ,что радиактивность в первом контуре у нас была незначительная и не представляла узгозы для жизни л.с.,приняли решения не всплывая,отремонтировать парогенератор(заглушить текущую трубку).Эта эадача была личным составом 1-го дивизиона успешно решена(командир дивизиона Придатко Владимир А.,ныне капитан 1-го ранга в отставке) В целом корабль и экипаж прошли испытания удачно.Наша вера в АПЛ еще более укрепилась. Все это говорило о том,что Гуляев И.И правильно понимал одно из назначений своих помошников-вырабатывать и всегда иметь предложения и рекомендации командиру для принятия наиболее эффективного решения по тем или инным вопросам.Это положительно сказывалось и на деятельности ГКП,

всего командного состава. Чего к великому сожалению не скажу за период ,когда командиром корабля стал Леонов Павел Федорович.С Павлом Федоровичем нужно было всегда быть начеку.Я строил свои отношения с командиром Леоновым и на берегу и в море-в своей правоте нужно было БЫТЬ аргументированно настойчивым.Тогда он принимал нормально все рекомендации.Может это и нормально.Леонов П.Ф,мог не поверить ,подозревать что либо. /Одна из основных фунций подчиненных,помошников в любых процессах=это всегда быть готовым выдавать РЕШЕНИЯ командиру в изменившихся ситуациях.Командир должен учить своих помошников постоянному выполнению основных функция.Павел Федорович на это не обращал внимание толи из-за малого опыта, толи из-за нежелания.И это в мае 1968 года привело к печальным последствиям. Печально то,что ни командир БЧ-5 Иванов А.А,ни начальник Химслужбы Донченко В.А ,ни командир –го дивизиона Пастухов Л.Н. не смогли тогда ,когда произошла ядерная авария дать командиру полную инфармацию по аварии. Я лично считаю что на корабле тогда никто,в том числе и командир не представляли ИСТЕННЫЕ параметры катастрофы! Иначе как обьяснить длительное пользование командиром душем? Совсем рядом сказать Воеводу(штурманский электрик,умерший через неделю в госпитале.авт.)сварило радиактивным излучением.Я сам весьма плотно пообедал,совершенно некстати.Мы исходили из предположения минимального ущерба,а нужно было исходить из максимального.Но тем не менее,сигнал «РО» повышал готовность всего экипажа в борьбе с пришедшей напастью.Это не подлежало сомнению.Единственный кто РЕАЛЬНО представлял ситуацию- это представитель СРБ базы стар.лейтн. Пасхалов(капитан 2-го ранга Пасхалов спустя годы умрет после тяжелой неизлечимой болезни,прикованный к постели.авт.) В завершении всего сказаного скажу,что того что случилось на апл К-27,могло бы не произойти ,а если бы и случилось,то экипаж не понес таких тяжелых потерь,если бы…радиационная опасность не воспринималась почти как нечто ОБЫДЕННОЕ! Это было время,когда орагнизация службы вопросы радиационой опасности были во власти решений ТОЛЬКО командира АПЛ(после этого ситуация в корне изменилась) Это было Время,когда плавания в МИРНОЕ время накладывали на экипаж нормы,как на смертельной войне…

Ко всему сказанному Миловановым В.Н. , хочу только добавить..мне кажется что воспоминания писались уже не бывшим помошником командира корабля апл К-27,а опытным командиром РКСН К-450, зам.командиром 41 дивизии,капитаном 1-го ранга,а не капитаном 3-го ранга как он был тогда во время ядерной аварии (взляд как бы СВЕРХУ..а не изнутри)). Десятилетия наложили свой отпечаток.Но может я и ошибаюсь. В дальнейшем этому человеку,как говорили многие «подводнику от Бога» будет посвящена отдельная глава в моих записках..

One thought on “Ликвидаторы АПЛ К-27 вспоминают…

  1. Да и кто в то время считался с мнением члена экипажа. В НБЖ таких ситуаций ещё не было. А там все написано кровью. Открылась очередная страничка в НБЖ. Хорошо если этим опытом воспользуются потомки, а если клерки от флота похерят этот горький опыт в своих сейфах, то не исключена возможность повторения. А на чьи плечи ляжет вина в содеянном? Обидно, но мы наступаем на те же грабли по многу раз и не можем понять , что пора анализировать свои действия и поступки. За нашими решениями жизни людей и может быть даже не одного поколения.

Добавить комментарий