Стодоля Иван Максимович

Репортаж Владимира Пенькова, k19.ru

resize-of-spa50859.JPG
Стодоля Иван Максимович член первого экипажа К-19, в 1961 году Старшина 1-й статьи ком.отд. электриков

Воскресным октябрьским днем отправляюсь в городок Бутурлиновка, что находится в Воронежской области, в гости к Стодоле Ивану Максимовичу.

 resize-of-spa50837.JPG   resize-of-spa50875.JPG   resize-of-spa50876.JPG
На рисунках — г. Бутурлиновка

Стодоля Иван Максимович член первого экипажа К-19. Участник трагических событий июля 1961 года. Когда я приехал на автовокзал в Бутурлиновку Иван Максимович уже ждал. Встретились. Наконец-то познакомились вживую! А то все по телефону, да по телефону.
Гостеприимный Иван Максимович сразу же предложил пройти к нему домой. Сказал, что у него уже все накрыто.
Рассказывать о своей жизни он начал уже по дороге. Как после службы на К-19 вернулся в родную Бутурлиновку. Работал в милиции. Как построил дом. Теперь увлекается пчеловодством. И летом частенько выезжает на свою пасеку…

— Иван Максимович, как все начиналось?

— Спешили эту лодку делать, обязательно надо было догнать и перегнать Америку. Нас, лучших специалистов, со всего Северного Флота собирали. С Черноморского у нас был командир, с Тихоокеанского у нас был старший помощник Ваганов.

-Утро, 4 июля 1961 года. Где вы находились в тот момент?

— Я был как раз на вахте. Сначала ничего не поняли. Я смотрю, что такое? Пультовики* бегают. Я еще сказал: «Что ты там мотаешься туда-сюда?»
Открывает и закрывает переборку…  А потом уже мне сказали: «Давление падает!».
Как давление падает? «Падает!» — и убежал…

 

Ну, тут передали в центральный в центральный пост, что падает давление. До нуля. Тревога. Командир прошел по всем отсекам. Предупредил что так мол и так.
Затем командир принимает еще решение, что, кто не задействован на вахте — все на верх.. На палубу. А вахту нести уже по одному часу. Отдраили кормовой люк. Через него начали выходить. Ну, вышли.
А что ж нам делать? И не в своих водах. Сидим. Тут же Борис Кузьмин. Я на правом, он на левом борту. Вверх поднялись. Сидим, шутим. А меня они называли «Макс». И Боря спрашивает: «Макс, ты пешком пойдешь?». «Да! — говорю – Пешком! А ты в плавь?»

А потом спустились вниз, уже тревогу сыграли. А в каждом отсеке уже горит сигнал:  «ОСТОРОЖНО! РАДИАЦИЯ!»
Ну, командир пришел, говорит, что плохи наши дела. А дозиметристы тоже фиксируют превышение дозы. Дозиметрист Вахромеев уже начал докладывать и даже предлагать: «Товарищ командир, принимайте меры. Или пишите, что вы снимаете с меня ответственность. Потому что я говорю, что дальше нельзя прибывать на лодке!!»
В шестом все трещало. Приборы зашкаливали…
Дублер командира и замполит Шипов. И они советовали командиру, чтобы лодка подошла к острову Ян Майн для высадки экипажа.

— И как же на такое заявление отреагировал командир?

— Затеев сказал: «Я против этого. Что будет — то будет! Но высаживать я экипаж не буду на остров!».

— Что было потом?

Был первый командир БЧ-5 Панков, он еще предлагал сделать аварийное охлаждение. Вдруг, «на всякий случай». Чтобы в случае чего быстро сделать прогонку.
Собрали аварийную группу из спецтрюмных во главе с Борей Корчиловым.
Не было такого, чтобы кто-то струсил. Все пошли. Савкин, Харитонов, Пеньков, Ордочкин, Повстьев. Тогда любой бы пошел. Почему? Нас учили, начиная с ядерной реакции: что это такое. Мы уже знали, что такое альфа, бета и гамма лучи. А эти ребята и не знали, потому что как молодые специалисты, они в основном знали только практику а теорию нет.
Поскольку они были трюмные машинисты и должны были обслуживать это оборудование.
Ну и что нам потом оставалось? Только ждать помощи.
К нам пришли две дизельные лодки, под командованием Свербилова и Вассера.
Дизельная лодка подошла к нашей. Но наша-то, большая громадная, а дизельная маленькая. И шторм был, нашу лодку не сильно качало, а ту словно бочку кидало. Переходили по горизонтальным рулям. Перепрыгивали. Раздевались до гола при переходе на дизельную лодку. И там уже переодевались.
Мы сами-то перепрыгивали. Получается один идет вверх другой вниз. И вот ждали, пока рули будут на одном уровне, и перепрыгивали в тот момент.

Самое страшное было, когда наших ребят, которые ходили в реактор, переносили.

-Как они выглядели?

— Они страшные были. Распухли. Глаз уже не видно было, позаплывало все.
Их уже трудно было узнать.

-А вы были знакомы с Семеном Пеньковым?

— Вот сейчас он стоит перед глазами. Хорошо его помню. Невысокого роста он был. Спокойный, вежливый был. Близко мы с ним не общались, в разных кубриках были, но знали, что мы с ним земляки. Нас, Воронежских, в том походе трое было: Я, Семен, и помощник командира Енин.

-После аварии вас сразу коммисовали?

-Да. Сразу в 1961 году и коммисовали.
Потом был госпиталь. Лечился. Профессор Волынский был такой, лечил нас.  Он осмотрел нас и сказал, что необходимо: кому прямое переливание крови, кому на замену костного мозга. В госпитале как раз ребята и умерли. Кто в первые дни, а кто почти две недели лежал, мучился.

— А у вас были симптомы лучевой болезни?

— А как же! Были. Голова трещит, разваливается. Мокрый весь. Потеешь. Отдышка.

После того как отлежал в госпитале, вернулся домой, но потом долгое время, каждый год ездил в Ленинград. Отмечался за подписку о неразглашении. Тогда ж все секретно было.

-Иван Максимович, не могу не спросить Вас о голливудском фильме «К-19. Оставляющая вдов». Каково Ваше мнение?

— Как же всё испохабили! Ну разве можно такой фильм показывать? В валенках и ушанках мы никогда не были. И в футбол не играли. Скандал этот показали… Неправда это. Не было такого! Главное и последнее слово всегда было за командиром.
В фильме показывают, что один струсил, другой задумался. Такого не было! Абсолютно!!!

…Долго еще мы с Иваном Максимовичем разговаривали обо всём. О лодке, о службе, о жизни. На прощание я подарил ему модель К-19. А он в ответ, угостил меня своим домашним медом. Теперь, бывает, сижу и готовлю новые материалы для публикации на сайте и пью чай, добавляю ложечку меда Ивана Максимовича в кружку…

15 октября, 2007г,

[опубликовано 16 января 2008г. на k19.ru]

Беседу вел Владимир Пеньков.

 ПРИМЕЧАНИЯ:

* Пультовики — матросы, стоящие за пультом.

Добавить комментарий