Открытое письмо Президенту РФ Путину В.В

                                           Уважаемый Владимир Владимирович! 

Обратиться к  Вам как Президенту Российской Федерации с этим письмом  заставило несправедливое забвение подвига наших товарищей и сослуживцев, который они совершили во время ядерной катастрофы на атомной подводной лодке К-27 Северного Флота 24 мая 1968года.  Атомная подводная лодка ,тактический номер К-27 (645 проекта) , была одной из первых атомных подводных лодок, которые начали строить в Советском Союзе в конце 50-х,начало 60-х годов прошлого столетия. Уникальность данной подводной лодки, на которой пришлось нам всем служить, заключалась в ее ядерных реакторах, аналогов ,которых тогда не было в мире. Впервые в мире на  атомной подводной лодке К-27 были применены ядерные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, вместо водоводянных, которые применялись на других атомоходах как в СССР, так и США,. За пять лет пребывания в составе Военно-Морского Флота СССР (1963-1968 г.г.) экипаж атомной подводной лодки, совершил два боевых похода, в Атлантику (1964 г.) и Средиземное море (1965 г.). Примечательность этих двух походов, заключалась в том, что  экипаж данной лодки, под командованием капитана 2-го ранга Гуляева Иван Ивановича, тогда, в далеком 1964 году, не только успешно испытал работу новых ядерных реакторов, но и установил мировой рекорд подводного плавания под водой, который составил 52 суток без всплытия на поверхность.  А в 1965 году ( под командованием капитана 2-го ранга Леонова Павла Федоровича) советский атомоход К-27 более 60 суток пребывал в водах Средиземного моря, выполняя задачу Советского Правительства. Это был первый поход именно советской атомной подводной лодки в эти широты. Пребывание в Средиземном море данного корабля, тогда поставило точку в монополии 6-го Флота США в те годы в этом районе. За мужество ,проявленное экипажем во время 2-х походов, за испытания уникальной техники, в марте 1966 года экипаж атомной подводной лодки К-27 был награжден боевыми орденами и медалями. А первый командир  лодки удостоился Золотой Звезды Героя.  

Хотим также донести до Вашего сведения, что атомоход К-27 в ВМФ Советского Союза тогда называли кораблем-лауреатом различных премий и наград со стороны государства. Атомоход считался школой адмиралов и Героев Советского Союза. Из тех ,кто прошел службу на атомоходе  в последствии четверо стали Героями, пятеро вице-адмиралами и контр-адмиралами, командирами ракетоносцев   В 2004 году  за выдающийся вклад в развитие  военной науки, атомная  наша подводная лодка стала «Лауреатом Золотой Книги» города Санкт-Петербурга. Единственная  из всех на сегодня построенных в СССР и России. Более того на  базе апл К-27 с учетов всех достоинств и недостатков, которые испытали мы во время службы на ней, в СССР было создано семь уникальных атомоходов 705 проекта.  Вот такой был наш атомный подводный корабль на котором мы имели счастья нести службу  Но кроме триумфа, при том заслуженного, экипажу пришлось на себе испытать и серьезные аварии: которые произошли на реакторах. А их, к сожалению, было предостаточно. И все они связаны с облучением моряков-подводников, и, к сожалению, их гибелью..  Самая серьезная ядерная авария произошла в море 24 мая 1968года, в результате  которой вся команда лодки  (первый и второй экипажи – 144 человека) переоблучилась. Пятеро моряков-подводников (двое уроженцев  Украины,  трое из России) получили смертельные дозы облучения. Это старшина 2-й статьи, спецтрюмный Гриценко Виктор Алексеевич,1946 г.р.  из Луганской области, село Новоникольск, Креминского района, Пономаренко Иван Иванович,электрик,1946 г.р.  из Киевской области, Обуховского района, Петров Александр Иванович, спецтрюмный ,1944 г.р. из Калужской области , Куликов Вадим Николаевич,1947 г.р. из Курской области, Воевода Иван Сергеевич,1943 г.р. из Вологодской областиА после ядерной аварии, — уже на гражданке — ушли из жизни десятки подводников.  Практически из 144 человек, сегодня осталось в живых  чуть более половины . На Украине из  35 человек, принимавших участие в ликвидации ядерной аварии на лодке, в живых осталось 22 человека. Но все признаны инвалидами.  Считаем, что тогда, в далеком 1968 году, экипаж проявил мужество и отвагу, ликвидируя ядерную аварию. Те же спецтрюмные Гриценко Виктор, Петров Александр, Куликов Вадим, Николай Логунов, несмотря на полученные смертельные дозы радиации,  покинули свой боевой пост, только когда удостоверились, что аварийный реактор заглушен. Отмечаем, что ни один моряк-подводник не покинул свой пост до тех пор, пока лодка не пришла на базу. Спустя 30 лет после ядерной аварии на К-27 Указом Президента России (1998 год) значительная часть моряков-подводников, принимавших участие в ликвидации ядерной аварии на корабле из числа граждан Российской Федерации была отмечена Орденом Мужества, за исключением  погибших моряков, а также ставших впоследствии инвалидами, но которые являлись гражданами Украины.  Единственное что было сделано, при активном участии ветеранов флота России, это то, что фамилии подводников апл  из числа украинцев погибших при ядерной аварии, были  высечены на Памятной Доске, хранящейся в Морском Храме города Санкт-Петербурга.  Считаем своим долгом, обратиться к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, с просьбой восстановить справедливость по отношению к нашим сослуживцам из числа проживавших и проживающих на Украине, погибших при ядерной аварии, ставшими инвалидами вследствие этой аварии, а таких осталось на Украине всего 22 человека. которых незаслуженно забыли при награждении в 1998 году, когда отмечали грустную дату — 30-летие катастрофы на атомоходе К-27 . Моряки –подводники из числа граждан Украины оказались вне награждения, ибо их посчитали «иностранцами»,хотя все тогда защищали единое государство. И в далеком мае 1968 года все члены экипажа, гражданами какой бы сегодня страны они не считались, совершили подвиг, и ценою своей жизни и здоровья предотвратили ядерную аварию международного масштаба.   Очень верим Вам, уважаемый Президент, что Подвиг наших товарищей и сослуживцев из числа украинцев будет оценен по достоинству, тем более приближается 40–я  годовщина той далекой ядерной аварии, которая постигла весь экипаж атомной подводной лодки К-27 Северного Флота. С уважением и надеждой. Милованов В.Н — капитан 1-го ранга, бывший помощник командира корабля К-27 участник ликвидации ядерной аварии, командир апл К-450, зам.командира 41-й Дивизии апл. г.Тверь, Россия  Шеремет  В.Г-капитан 1-го ранга,бывший командир турбинной группы корабля,участник ликвидации ядерной аварии  г.Липецк.Россия  Полетаев С. М.- капитан 1-го ранга бывший командир БЧ-5, участник ликвидации ядерной аварии. г. Гатчина. РоссияШпаков А.В.-     капитан 1-го ранга,бывший командир  БЧ-5,участник ликвидации ядерной аварииГ.Подольск,Московская область,Россия.  Агафонов Г. А.- капитан 2-го ранга, командир 1-го дивизиона, участник ликвидации ядерной аварии. г.Старая Русса. Россия.  Домбровский В. В.- капитан 3-го ранга, командир реакторного отсека. Участник ликвидации ядерной аварии.г.Подольск. Россия. 17. 07. 2007    

5 thoughts on “Открытое письмо Президенту РФ Путину В.В

  1. Считаю, что справедливость должна восторжествовать и 22 подводника с Украины должны получить свои награды. В то время мы все давали присягу одной Родене СССР.

  2. Александр Январь 10, 2008 at 21:49 -

    Нельзя забывать героические поступки защитников Родины. Народ, закрывающий глаза на своё прошлое не имеет будущего.

  3. Интересно, что ответил президент?
    Насколько мне известно, на письмо ветеранов первого экипажа К-19 он так ничего и не ответил, и лодку разделали «на иголки».
    «Героев» тоже никому не дали.

  4. Спасибо ребята за Ваше понимание.Не очень балует властьдержащие моряков-подводников ,которые испытывали первые атомоходы,при этом теряли свое здоровье.и жизнь.Пока не полученно никакого ответа от Администрации Президента РФ,куда пошло Письмо.По моим данным оно направлено в МинОбороны России.Ну а дальше?..Сегодня я получил весточку от одного из тех моих сослуживцев,который подписал данное письмо.Так вот ему звонили с МинОбороны России и сказали,что они готовят Письмо в адрес Министерства иностранных дел Украины,Какое? Не сказали.Ответили..получите копию.Поэтому пока ничего ясного нет. Чтобы еще хотелось сказать.Мои попытки опубликовать данное письмо в прессе России не увенчались успехом Одна газета опубликовала небольшой комментарий по Письмо, с которым я хочу всех и ознакомить.

    2 августа 2007 г.
    Приказывали молчать
    Герои-подводники вступились за своих товарищей, живущих на Украине
    МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ, «Новые Известия»
    Пятеро членов экипажа атомной подводной лодки К-27, потерпевшей катастрофу в мае 1968 года, обратились с открытым письмом к президенту Владимиру Путину, в котором просят восстановить справедливость в отношении их сослуживцев – граждан Украины. В 1998-м, когда отмечалось 30-летие подвига экипажа К-27, они в отличие от своих товарищей-россиян остались без наград. Ветераны-подводники убеждены, что на понятие «героизм» государственные границы не распространяются.

    Правда о трагедии, случившейся 24 мая 1968 года на советской атомной подводной лодке К-27, стала просачиваться в СМИ лишь в 90-х. Такая сверхсекретность объяснялась тем, что К-27, шестая по счету в первом поколении отечественных подводных атомоходов, была и остается уникальной. Ее мощный ядерный реактор работал на жидкометаллическом теплоносителе. По словам экспертов, этот реактор по сей день остается технологическим чудом.

    Постановление о разработке «проекта 645» Совет министров СССР принял в октябре 1955 года, а уже через год конструкторы доложили партии и правительству: работы завершены. По своим тактико-техническим элементам К-27 не уступала, а по скорости хода и глубине погружения превосходила американские аналоги. Первые испытательные походы состоялись весной 64-го. Как вспоминают ветераны-подводники, экипаж действовал на пределе человеческих возможностей. Моряки под командованием капитана 2 ранга Ивана Гуляева установили мировой рекорд – 52 суток без всплытия на поверхность. В 65-м, когда командиром был уже капитан 2 ранга Павел Леонов, К-27 два месяца пребывал в водах Средиземного моря, прервав там монополию 6-го флота США.

    За мужество, проявленное во время этих походов, экипаж был награжден боевыми орденами и медалями, а первый командир лодки удостоился Золотой Звезды Героя…

    Обо всем этом рассказали в письме президенту Владимиру Путину пятеро из восьмидесяти оставшихся в живых членов экипажа. То, что из 144 человек дожили до наших дней чуть больше половины, – результат катастрофы, происшедшей на К-27 24 мая 1968 года. Вся команда тогда переоблучилась, но ни один из моряков не покинул свой пост, пока лодка не вернулась на базу.

    Слава атомохода была громкой, но, так сказать, в узких кругах. Из тех, кто прошел на нем службу, четверо стали Героями, пятеро вице-адмиралами и контр-адмиралами. На базе К-27 было создано семь уникальных субмарин. Однако о трагедии в мае 68-го было впервые сказано во всеуслышание лишь четверть века спустя. Тогда же, в начале 90-х, некоторым из оставшихся в живых удалось получить на руки справку о том, что в результате катастрофы они были облучены. Правда, без указания дозы радиации. До сих пор не рассекречены подробности аварии, не названы имена ее виновников. О той горечи, которую почти сорок лет хранят в душе герои-подводники, говорят незатейливые, но пронзительные стихи капитана 3 ранга Владислава Домбровского, написанные во время очередного лечения в госпитале: «Горели и тонули мы,/ Да что там вспоминать,/ Молчали об авариях –/ Приказано молчать./ И все ж нас рассекретила/ Чернобыля беда. / Воистину, подводники, / Нет худа без добра!..»

    В мае 1998-го, когда отмечалось 30-летие подвига экипажа К-27, большая группа оставшихся в живых указом президента РФ была награждена орденами Мужества. Увы, как сегодня пишут пятеро капитанов-ликвидаторов ядерной аварии Владимиру Путину, запоздалой благодарности не удостоились уже ушедшие моряки, а также те, кто оказался «иностранцами» – граждане Украины. К слову, копию письма ветеранов президенту передал в редакцию «НИ» бывший подводник, а ныне журналист Ян Топоровский, живущий в Израиле.

    «В далеком мае 1968 года, – говорится в письме, – все члены экипажа, гражданами какой бы страны сегодня они ни считались, совершили подвиг, и ценою своей жизни и здоровья предотвратили ядерную аварию международного масштаба. Очень верим Вам, уважаемый Президент, что подвиг наших сослуживцев будет оценен по достоинству, тем более приближается 40-я годовщина той далекой ядерной аварии».
    © 2003, «ЗАО «Газета Новые Известия»

Добавить комментарий