Александр Запускалов о фильме » К-19. Оставляющая вдов»

o0113.jpg
Александ Запускалов. Участник событий 61-го года. в 1961 году Старший матрос. Трюмный машинист.

Харрисон Форд — вылитый Коля

— Командир наш, Николай Затеев, молодец был! Добился, чтобы нас приравняли к чернобыльцам (до чернобыльской аварии мы никаких льгот не имели). Поддерживал связь с экипажем. На встречу в 2001-м нас собралось человек пятьдесят, в октябре прошлого года, когда ездили на презентацию фильма «К-19», человек тридцать… Командир Затеев после аварии понял, что его военная карьера завершилась. Так и вышло. В 61-м у него было звание капитана 2-го ранга, а умер он в 98-м году в звании капитана 1-го ранга. Фильма наш командир не увидел.

Запускалов рассказывает, что, когда американцы показали членам экипажа К-19 сценарий своего фильма, те пришли в ужас.

— Мы фигурировали там под настоящими именами, при этом сценарий оказался — сущая гадость! Будто бы экипаж подводной лодки беспробудно пьет, матерится, разглядывает на досуге картинки в «Плейбое». Ну какой «Плейбой» мог быть у советских моряков в 1961 году? У нас и досуга-то не было. А если и был, то самое большее, что мы могли смотреть — это фильм «Свинарка и пастух».

В результате переговоров с членами экипажа американские киношники настоящие имена героев из сценария убрали, мат, пьянку и «Плейбой» вычеркнули, а подвиг советских моряков оставили.

О некоторых деталях договориться, правда, не удалось. Ведь экипаж потерпевшей аварию подлодки К-19 на самом деле никогда не просил о помощи американцев. А в фильме режиссера Кэтрин Бигелоу просит.

— И такой жесткой конфронтации между командиром и старпомом на лодке не было, — вспоминает Запускалов. — А в фильме целый бунт! Командира даже приковывают наручниками к перископу… Но в целом фильм мне понравился, на 90 процентов правда. А Харрисон Форд сыграл Затеева просто бесподобно, они и внешне похожи. На презентации фильма в Мариинском театре сестра Затеева даже вскрикнула: «Ой, Коленька!».

Самый страшный эпизод в фильме, когда добровольцы выходят из реактора и их выворачивает наизнанку, лица покрыты ожогами, речь отказала, судовой врач не знает, как им помочь. А за ними в реактор уже идут следующие.

Самый сильный эпизод, когда командир лодки Харрисон Форд (в фильме его фамилия Востриков) держит за руку умирающего матроса: «Ты герой, Вадим! Вы все — герои!».

— Некоторые наши остались недовольны фильмом. А по-моему, спасибо, что хоть таким фильмом вспомнили о нас. Обидно только, почему фильм о наших событиях сняли американские, а не наши режиссеры. Денег нет? Но ведь на «Сибирского цирюльника» Михалков деньги нашел…

На советскую власть, которая засекретила подвиг подводников, оставив их без почестей и наград, пенсионер Александр Запускалов не в обиде:

— Разве нынешняя демократия лучше? Вот вы, журналисты, пишете, пишете о коррупции, криминальном разделе госсобственности. И что меняется? Хоть кого-нибудь наказали? А раньше только намекни…

По материалам газеты «Вечерняя Казань».
Беседу вела Ольга МАЧНЕВА

Добавить комментарий