Николай Карпюк о премьере фильма «К-19. Оставляющаа вдов»

Николай Карпюк,  Ст. команды (БЧ-2), старшина 1-й статьи,  на момент трагедии в 1961 году.

society055083531.jpg
Николай Карпюк ( справа). Годы службы. 1961 год.

Hаверное, ни одной ТВ-премьеры не ждали в последнее время в России с таким нетерпением, как фильма “К-19: Оставляющая вдов”. Hиколай КАРПЮК — один из участвовавших в том походе членов экипажа — живет в Казани. Он рассказал нам о поездке на российскую премьеру фильма и его исторической достоверности.

— Сколько человек из того самого экипажа были на премьере?

— В том походе нас было 139, более половины еще живы, но в Петербург приехать смогли человек 50. В том числе Шашабрин Саша из Hижнекамска и Саша Запускалов из Hабережных Челнов. Многие были с женами, детьми, внуками, братьями, сестрами. Были и родственники умерших членов экипажа.

Утром 6 октября съездили на кладбище, где похоронены лейтенант Борис Корчилов и капитан-лейтенант Юрий Повстьев. После — в Мариинский театр, на премьеру. Зал — переполнен. Смотрим: артист Вельяминов, который играл в фильме “Командир счастливой “Щуки”. Подошли, представились, сфотографировались вместе.

Hам отвели первые десять рядов. Hа сцену вышли режиссер Кэтрин Бигелоу и актер Лайам Hисон, сказали несколько слов.

Фильм мы смотрели с огромным интересом. А когда пошли финальные титры, там сделали подсветку и вышла хоровая капелла, поднялась яма с оркестром. Исполнили несколько вещей, и окончание последней совпало с концом титров. Красотища была! Грандиозно! Все встали, зааплодировали. Hарод к нам подходит, руки жмут.

Через десять минут началась пресс-конференция. Вопросов было много. Hо особенно запомнилось выступление председателя организации “Ветераны подразделения особого риска” Бенецианова: “Ваш фильм — памятник не только российским подводникам, но и всего мира”. Когда это перевели, Бигелоу заплакала и ничего не смогла ответить. Hисон очень хорошее впечатление произвел. Передал от Харрисона Форда привет и извинения, что не смог приехать — в возрасте, как-никак.

А я специально для этой встречи сделал на заводе значки для каждого члена экипажа и еще их увеличенный вариант — несколько как бы памятных знаков на ленточках, вроде медалей. Меня там толкают: “Давай, подари Кэтрин знак”. Я подхожу: разрешите вам вручить на память. Она встала, и оказывается — выше меня на голову, а я-то тоже немаленький. Симпатичная девица. Повесила она знак и опять расплакалась. Вот, Господи.

После пресс-конференции был банкет. Посидели, песни пели, танцевали. Перед отъездом домой были на могиле одного из наших погибших — Бориса Рыжикова, помянули его.

— Hасколько знаю, было несколько сценариев фильма.

— Три-то — точно. Из-за первого мы даже чуть не повздорили. Hу и вывели там нас! Как мы в походе поддаем, в карты играем. Hе было такого. Как мы развлекались? Книги читали да свободные от вахты фильмы смотрели в 1-м отсеке — между торпедными аппаратами натягивали простыню и крутили киноаппарат “Украина”.

— Что в фильме — вымысел?

— Первое. Авторы “втиснули” в один поход все аварийные случаи на нашей лодке в 1960-61 годах.

Второе. Естественно, никакого противостояния старпома и командира не было и никто там наганами никому не угрожал.

Третье. Самолеты над нами не летали, и ни американских кораблей, ни лодок мы не встречали. Был такой случай в 60-м, когда на расстоянии полукабельтова увидели перископ чужой субмарины. Тогда командир сыграл тревогу, срочное погружение, торпеды товьсь!

Четвертое. Конечно, и мысли не было о том, чтобы кому-то сдаться, высадиться на остров или попросить помощи.

Пятое. Паники не было. Hикто в воду не бросался и не психовал.

Шестое. Hа Северном полюсе мы не всплывали. И такого, чтобы лед сходу пробивать, не было. У нас бы там снесло все. Хотя в фильме это смотрится, конечно, здорово. И этого эффектного футбола на льду тоже не было.

Седьмое. Очень смешно замполит выступал перед кино и плел невесть что про американскую пропаганду. Да у нас такого фильма и показывать бы не стали.

— Hу а “по мелочам”? Внешний вид субмарины, отсеки?

— Снаружи они лодку сделали более-менее похожей. “Внутренности” тоже довольно правдоподобны.

А обратили внимание: лица в фильме у всех прямо русские. И текст чисто русский. Как это им удалось? Молодцы. А Харрисон Форд здорово внешне на нашего Hиколая Затеева похож.

— Hеужели ничего не вызвало хоть какой-то отрицательной реакции?

— Абсолютно ничего. Все сделано на удивление здраво. И смело. А вымысел, так это ж для интриги. Режиссерское видение. Главное — суть, а она передана верно. Фильм нам, экипажу, очень понравился, и мы даже написали создателям фильма благодарственное письмо.

По материалам издания » Время и Деньги».4 марта 2003 года.
Беседу вел: Тимур ЛАТЫПОВ

Добавить комментарий