И.И. Гуляев — первый командир К-27

Иван Иванович Гуляев

Капитан 1 ранга

online_ua-720.jpg

Ограничиться только сухими биографическими данными об этом офицере-подводнике не могу, ибо этот человек, ныне, к великому сожалению покойный, заслужил, чтобы о нем рассказали более подробно в настоящей главе.

Родился И.И.Гуляев 28 мая 1922 г. в с.Кисловодское Каменского р-на Свердловской обл. В семье крестьянина. Летом 1940 года окончил Покровскую среднюю школу, а осенью того же года был призван в ВМФ. До второй половины 1943 г. служил на ТОФ в зенитно-артиллерийских частях береговой обороны в качестве краснофлотца-дальномерщика, комендора, замполита — заместителя политрука батареи. В конце лета того же года поступил в ТОВВМУ. В августе-сентябре 1945 г. принимал участие в боевых действиях кораблей ТОФ в войне с Японией. По окончании 2-го курса ТоВВМУ был переведен в Каспийское ВВМУ, которое закончил весной 1947 г., и направлен на СФ. С мая по декабрь 1947 г. — командир рулевой группы большой ПЛ К-21, затем — командир БЧ-1-4 (штурман) средней ПЛ С-16. По окончании ВСОК подводного плавания и противолодочной обороны ВМФ осенью 1950 г. назначен на СФ помощником командира средней ПЛ С-17. С февраля 1952 г. — старший помощник командира той же лодки. В апреле 1953 г. назначен командиром Краснознаменной средней ПЛ С-101, на которой не только отработал полный курс БП и участвовал в нескольких флотских учениях, но и добился установки прибора, позволяющего вводить в торпеду необходимые данные для её маневрирования на заданной траектории, и успешно применял метод стрельбы маневрирующими торпедами при торпедных атаках. В августе 1954 г. был назначен командиром большой ПЛ Б-8, затем командиром Б-70. В том же году переведен командиром строящейся океанской ПЛ Б-73 пр. 611, а в конце декабря назначен командиром первой в Советском Союзе ракетной ПЛ Б-67. В 1958 г. назначен на крейсерскую АПЛ пр. 645 — К-27. Атомоход К-27 — куда был назначен командиром Иван Иванович Гуляев был шестым по счету.

Шестая по счету оказалась первой и последней в своем проекте (645 пр.). После сформирования экипажа, И.И.Гуляев убыл на обучение в Обнинск. Подготовкой руководил капитан 1 ранга Соколов Михаил Леонидович, старший брат будущего министра обороны СССР, маршала Советского Союза Соколова Сергея Леонидовича. Во время войны Михаил Соколов командовал подводной лодкой на Северном флоте. В 1960 годы экипаж Гуляева прибыл на завод. Лодка уже строилась на стапеле. Как опытного подводника, Ивана Ивановича посылали вторым командиром в поход в Атлантику на дизельной подводной лодке, которой командовал капитан 2 ранга Швецов Геннадий Никонович. Плавание планировалось пятимесячным. Но вернулась лодка недели на две раньше. Вышел из строя один из дизелей. Приходилось Гуляеву за время строительства плавать и на других лодках, особенно во время учений. Строительство то прерывалось, то возобновлялось. Многие проблемы приходилось уточнять и даже решать на месте. Особенно это касалось защиты ядерных энергоустановок. Но это все не смущало Гуляева, наоборот, он с большим интересом вникал в специфику своего корабля. За время строительства атомной лодки у Ивана Ивановича Гуляева сложились хорошие дружеские отношения с вице-адмиралом Героем Советского Союза Георгием Никитовичем Холостяковым, прославленного подводника, видного флотоводца времен Великой Отечественной войны. Холостяков был в те времена заместителем начальника постоянной комиссии приемки кораблей, а потом назначен пр6дседателем правительственной комиссии по приему экспериментальной атомной лодки К-27. Его же утвердили и руководителем первого испытательного похода.

Вот как вспоминает о своей работе с Г.Н.Холостяковым, вице-адмирал в отставке Г.И.Щедрин (который в марте 1966 г. в ДОФе г. Северодвинска будет вручать ордена и медали экипажа К-27). — Несколько лет мы работали на этом участке вместе с Георгием Никитичем. Сложность заключалась в том, что на каждом шагу сталкивались с таким укоренившимся явлением, как рапортомания. Круглая дата, праздник — обязательно подавай «готовый» атомоход. Действительно, ситуация в мире была такова, что каждый новый «корпус» сразу же вписывал свою строчку в оборону страны. Но чего таиться, брака по первости шло много. Холостяков, если назначался председателям госкомиссии на объект, то старался побольше «обкатать» лодку в море. В 1964 год он вышел с инициативой проверить атомный подводный ракетоносец на полную автономность. Главком, явно осторожничая (мы с ним перед этим долго беседовали), Дал «добро» на сорок суток. Есть показательный в своем роде документ — справка о плавании Холостякова в 1963-1964 годах на подводных лодках, принимаемых лот промышленности. В походах он провел почти 100 суток, из них 73 — в подводном положении. Ему уже больше шестидесяти… Во время испытательного похода в район Атлантики происходили конечно ряд неполадок с энергетикой, то утечка пара, то давали сбои отдельные механизмы. Экипаж под командованием Ивана Ивановича Гуляева понимал что корабль экспериментальный, ядерная установка уникальная, поэтому можно было всего ожидать. К этому все офицеры, мичманы, матросы были готовы. И в целом первый длительный поход, который совершила атомная лодка К-27 под командованием Гуляева и руководителя Холостякова прошел успешно. Выдержал этот поход и вице-адмирал Г.Н.Холостяков, которому в то время было свыше 60-ти лет. После завершения похода отношения между Холостяковым и Гуляевым стали прочнее. Да и не только между ними. Часто Георгий Никитич посещал атомоход. Интересовался жизнью, бытом подводников, оказывал экипажу помощь в решении тех или иных вопросов. После трагической гибели вице-адмирала Г.Н.Холостякова остались неопубликованные рукописи. В одной из них он писал о И.И.Гуляеве и «К-27» (в 1965 г.). «Командир — капитан 1 ранга Гуляев И.И. Ему приходилось испытывать новые подводные лодки и доказывать на практике, каковы наши техника и оружие. Работать с ним — исключительно интересно. Характерно, что вверенную технику знал до мельчайших нюансов. Такой же подобрался и экипаж. Но все точки поставит лишь плавание… Дошли до Центральной Атлантики. Если вот сейчас ляжем на обратный курс, получится ровно 40 суток. Но нужно еще проверить энергетическую установку при деятельности не только на различных скоростях, но при довольно теплой температуре забортной воды. Путь на юг нам продлили. Пришлось экономить продовольствие. Поход продолжался 51 сутки под водой». В те годы это был рекорд. Только через два года группа атомных лодок под руководством контр-адмирала А.И.Сорокина побьет его, совершив кругосветное плавание. Сегодня много издано книг, статей о развитии советского атомного подводного флота в шестидесятых годах. Вот только автономка атомной лодки К-27 в Атлантики (командир И.И.Гуляев) и Средиземное море (командир П.Ф.Леонов) продолжается и сегодня замалчивается. Упорно находится в «Зоне умалчивания» в фондах музея Северного Флота продолжают пылиться на полках воспоминания Ивана Ивановича Гуляева. Есть и походный дневник Холостякова. Вот так, чиновники из архива и других ведомств делают все, чтобы предать забвению тех, кто преданно служил своему Отечеству. Но вернемся к командиру И.И.Гуляеву. Дружеские отношения Ивана Ивановича Гуляева с Холостяковым — наложили свой отпечаток как, возможно, на дальнейшую службу в ВМФ, так и в затягивании получения звания Героя Советского Союза — которое он заслужил, а экипажа — орденов и медалей. В те годы — между главкомом ВМФ Горшковым и Холостяковым были сложные отношения, которые тянулись со времен войны. Противостояние Холостякова и Горшкова носило обоюдоострый характер, часто публичный. При динамичном характере Георгия Никитича легко представить, как все происходило. К тому же оба были сильными личностями. Оба имели сторонников Военный совет ВМФ тогда же, в шестьдесят пятом, рассматривал вопрос об увольнении Георгия Никитича в запас, а его неожиданно для всех министр обороны Маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский назначает своим консультантом. В архивах ныне лежат документы, относящиеся к первому плаванию советского атомохода на полную автономность. В этих документах — отражение судеб многих людей. В них — и довольно характерное отражение взаимоотношений двух бывших командующих Дунайской военной флотилией. Так вот, признание заслуг Гуляева — признание заслуг Холостякова. Такое главкома не утраивало. В 1965 году, когда на высоком уровне встал вопрос о награждении, он несколько раз давал указания штабу Северного Флота тщательно проверить корабль. Очень тщательно его и проверяли, догадывались, что нужно главкому. В материалах проверок о походе не упоминалось. Вместе с тем, надо отдать должное бывшему в то время Министру Обороны СССР Р.Я.Малиновскому. Он признал доклад Горшкова необъективным. Детально изучив материалы о походе, который совершил экипаж К-27 под командованием И.И.Гуляева — личный состав представили к орденам и медалям. Ивану Ивановичу Гуляеву, бывшему в то врея начальником штаба соединения, указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.

Смирилось это почти два года после похода — 2 марта 1966 г. Указ для Гуляева, можно сказать был полной неожиданностью. Вот так из-за высоких амбиций одного главкома, заслуженного адмирала, можно было перечеркнуть труд, людей, которые создавали, испытывали уникальную атомную лодку. И делали это не из-за наград. Как же сложилась в дальнейшем судьба Ивана Ивановича Гуляева первого командира атомной лодки К-27 прекрасного человека, профессионала подводника высшей пробы, который практически всю свою военную деятельность посвятил Подводному Флоту, который так и не стал российским адмиралом, хотя вполне достоин был носить это высокое воинское звание. Таких, судя по воспоминаниям его товарищей и сослуживцев по флоту «Система» не любила. Прямых, открытых, честных, имеющих, не взирая на звания, должности, сказать правду в глаза. Такие адмиралами не становились. После похода в 1964 г. Иван Иванович, получав заманчивые предложения, сулившие большую, уверенную карьеру. Отказался он от должности начальника штаба соединения ПЛ. Даже вежливо отклонил предложение С.П.Королева перейти на работу в его КБ. Моряк хотел плавать, совершенствовать мастерство командования самыми современными кораблями. Но служба требовала повышения и теоретических знаний. В августе 1965 г. капитан 1 ранга Гуляев заканчивает АКОС (академические курсы офицерского состава. Созданы при ВМА специально для перспективных, обладающих большим практическим опытом, но по тем или иным причинам не окончившим Академию офицеров. Образование, полученное на этих курсах, приравнивается к академическому.) и назначается начальником штаба — заместителем командира бригады строящихся ПЛ. На этой должности Иван Иванович прослужил 7,5 лет. Пришлось ему и «вывозить» молодых командиров в море, готовить экипажи дизельных и атомных лодок к плаванию, участвовать в испытаниях новых подводных кораблей. В феврале 1973 г., в соответствии с законом, по возрасту, ушел Иван Иванович в запас. Но это, конечно, был чисто формальный факт. Человек с таким опытом плавания на ПЛ и освоения новых путей в судостроении был, конечно же, известен в широких и узких кругах кораблестроителей. Пять лет проработал Иван Иванович в научно-исследовательских учреждениях, в качестве научного сотрудника и ведущего инженера. Душа же моряка рвалась в море. С июля 1978 г. по июль 1992 г. Иван Иванович работает капитаном-наставником в Экспедиции спецморпроводок. Выполняя свои основные функции, он при необходимости плавает в качестве старпома капитана и капитанов судов. Плавает не только в каботаже, но и за границу. Бывает в портах Германии, Норвегии, Румынии, Югославии и т.д. Становится дипломированным капитаном дальнего плавания. Работа в новых, непривычных военному человеку условиях, была непростой. Одно дело командовать людьми, скованными воинской дисциплиной и присягой, службой в экстремальных подводных условиях, а совсем другое — работать с людьми, хотя и родственной профессии, но руководствующимися законами о труде и другими законами, о которых военные люди, в принципе, даже не слышали, как не слышали о строго определенных границах труда и отдыха. Приходилось в Экспедиции встречаться и с «морской вольницей», с людьми, пришедшими в Экспедицию на один-два перегона. Далеко не у всех из них было безупречное прошлое, а для некоторых Экспедиция была, как они сами любили выражаться, «последним прибежищем моряка»… Многочисленные награды и даже звезда Героя не очень-то действовали на «просоленных» и «просмоленных» морячил, но в конечном итоге и довольно скоро громадный жизненный и служебный опыт бывшего подводника брал свое. Огромную роль играли при этом исходившая от Ивана Ивановича доброжелательность, ровное отношение к молодым и убеленным сединами «труженикам моря», веселый, общительный характер, очевидная доля всякого профессионала морская грамотность и врожденная склонность к так называемой общественной работе, о которой в нынешнее «прагматическое» время принято почему-то говорить с иронией. Люди потянулись к Ивану Ивановичу. За советами шли к нему капитаны и штурманы, «деды»-механики, матросы и мотористы, а уж о первых помощниках капитанов и говорить не приходиться. С началом перестройки, к сожалению, некоторые начальники морских и речных пароходств, ставшие фактически их владельцами, поддаваясь возобладавшим в нашем обществе пацифистским настроениям, должности капитанов-наставников по ВМП сократили.

Неугомонный Иван Иванович продолжил трудовую деятельность в качестве инженера-диспетчера организации, занимающейся предупреждением и сбором разлитых на акваториях Санкт-Петербурга нефтепродуктов. Но долголетняя морская служба не могла не сказаться на здоровье — в связи с обострением тромбоза ног Иван Иванович прекратил трудовую деятельность. Коварная болезнь продолжала мучить моряка. И если на К-27 подводники сумели справиться с тромбом в патрубке, то, несмотря на все усилия, современная медицина не смогла справиться с образованием многочисленных тромбов в сосудах героя. Один из таких тромбов перекрыл-таки доступ крови к сердцу. Промозглой ночью ранней петербургской весны Ивана Ивановича не стало. Случилось это 27.03.1998 г. Среди провожавших его в последний поход доброй сотни бывших соратников и учеников были и военные и гражданские моряки… Жил ветеран в скромной, стандартной квартире в Пушкине со своей верной подругой — женой Валентиной Александровной. Дочь Светлана замужем за подводником — командиром знаменитого КУОППА им. Кирова, сын Александр -бывший подводник, ныне гражданский моряк, капитан дальнего плавания. Морские традиции продолжаются! Светлая память Ивану Ивановичу Гуляеву, первому командиру атомной лодки К-27.

Добавить комментарий