Вехами подводной истории («На страже Заполярья», №22, 17 марта 2007)

1718 год. Получение Петром I челобитной крестьянина подмосковного села Покровское-Рубцово Е. П. Никонова о постройке «потаённого» судна -прообраза подводной лодки.

Плотник казённой верфи Е. П. Никонов почти за 60 лет до постройки подводной лодки американцем Д. Бушнеллом брался сделать военное судно, которое «будет ходить в воде потаённо», подходить к вражеским кораблям «под самое дно» и «из снаряду забивать корабли, хотя бы десять или двадцать». Изобретатель просил разрешить «для пробы тому судну учинить образец, сколько на нём будет пушек…»

По указанию Петра I 31 января 1720 года Адмиралтейств-коллегия вынесла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать…»

Весной 1724 года построенное Никоновым из дерева первое в мире «потаённое» судно «Морель» в присутствии Петра I было спущено на воду и погрузилось на глубину 3-4 м.

* * *

1834 год, 29 августа. Завершение испытаний первой в мире цельнометаллической подводной лодки, построенной по проекту К. А. Шильдера.

Подводная лодка строилась на Александровском литейном заводе. Она имела надводное водоизмещение 16,7 т, подводное — 18,1 т. Основные размерения: длина (без бушприта) -6 м, ширина -1,5 м, высота корпуса (без башен-рубок) — 1,8 м. Глубина погружения до 20 м. В системе погружения использовались гири и цистерны, заполненные водой. Двигателем в подводном положении служила мускульная сила четырёх гребцов, сообщавших лодке на рабочей глубине 12 м скорость около 0,5 узла. В надводном положении лодка передвигалась под парусом (мачта была складной). Экипаж состоял из 10 человек. Лодка была снабжена оптической трубой (прообраз перископа). При плавании на «перископной» глубине успешно использовалась выдвижная вентиляционная система. Вооружение лодки состояло из шестовой мины с пороховым зарядом и шести зажигательных и фугасных ракет. Для запуска ракет с обоих бортов лодки предусматривались ракетные станки, к которым были подведены провода от гальванических батарей. Стрельба ракетами осуществлялась в подводном положении при нахождении лодки вблизи водной поверхности.

* * *

1866 год, 19 июня. Спуск на воду первой в мире подводной лодки с механическим двигателем.

Проект лодки, разработанный изобретателем И. Ф. Александровским в 1861 году, был одобрен Морским учёным комитетом 18 июня 1863 года. Лодка была построена в Санкт-Петербурге к началу навигации 1866 года. Она имела длину 36,6 м, ширину — 4 м, надводное водоизмещение — 352 т, подводное — 363 т. Двигатели лодки запускались с помощью сжатого воздуха, поступающего из баллонов, и работали на нём. Для пополнения баллонов воздухом использовался компрессор. Движителями служили два гребных винта. Погружение подводной лодки производилось заполнением балластной цистерны, а всплытие — продуванием её сжатым воздухом. Управление лодкой осуществлялось двумя парами горизонтальных рулей и вертикальным рулём. Снаружи к корпусу лодки крепились две мины, которые подводились под вражеский корабль.

2 октября 1869 года во время смотра на Большом Кронштадтском рейде лодка с экипажем из 28 человек погрузилась на глубину 11 м и прошла 2,6 мили со скоростью 1,5 узла. Испытания прошли успешно.

* * *

1876 год. Создание С. К. Джевецким проекта малой подводной лодки.

Построенная по этому проекту в 1877 году в Одессе подводная лодка имела длину до 5 м и приводилась в движение педальным приводом, вращающим винт. Управлял лодкой один человек. Погружение производилось заполнением балластной цистерны, всплытие — её продуванием сжатым воздухом. После удачных испытаний, проведённых на Одесском рейде, изобретатель получил заказ разработать проект лодки большего размера.

В 1879 году были спущены на воду две подводные лодки конструкции Джевецкого — одноместная и четырёхместная, снабжённая выдвижной оптической трубой (прообраз перископа). Во время испытаний Джевецкий пробыл под водой 3 часа, лодка погружалась, всплывала, двигалась под водой со скоростью 1,5 узла и взорвала миной шаланду.

В 1880 году Джевецкий создал первую подводную лодку с электродвигателем, питающимся от аккумуляторной батареи. Подводная лодка была снабжена перископом и системой регенерации воздуха. В 1881 году военное ведомство заказало 50 таких подводных лодок для обороны побережья. Под названием «миноноски» эти лодки до 1886 года использовались для защиты подступов к Кронштадту и Севастополю.

* * *

1904 год, 5 июня. Ввод в строй первой русской боевой подводной лодки «Дельфин».

В 1901 году по заданию Морского технического комитета инженер-кораблестроитель И. Г. Бубнов, капитан 2 ранга М. Н. Беклемишев и корабельный инженер И. С. Горюнов разработали проект подводной лодки, которая была заложена в 1902 году на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спуск её на воду состоялся 5 июня 1903 года. В 1904 году она вступила в строй и получила название «Дельфин».

Водоизмещение подводное — 135,5 т, скорость — 4,5 узла, дальность плавания — 28 миль. Водоизмещение надводное — 113 т, скорость — 9 узлов, дальность плавания — 243 мили. Вооружение: 2 ТА, 1 пулемёт. В качестве двигателя для подводного хода использовался электромотор мощностью 64 л. с, для надводного хода — бензиновый мотор мощностью 300 л. с. Экипаж — 22 человека.

По ряду показателей она превосходила иностранные подводные лодки. Вместо обычного винта у неё был винт регулируемого шага.

В начале 1904 года Балтийскому заводу были даны заказы на постройку усовершенствованных подводных лодок типа «Касатка».

Авторами проекта также были И. Г. Бубнов и М. Н. Беклемишев. Построенные лодки по железной дороге перевозились во Владивосток. Во время русско-японской войны была попытка использовать эти подводные лодки для решения боевых задач в прибрежном районе.

* * *

1912 год, 19 августа. Спуск на воду первого в мире подводного минного заградителя «Краб».

Водоизмещение подводное — 740 т, скорость -7 узлов, дальность плавания — 82 мили. Водоизмещение надводное — 560 т, скорость — 12 узлов, дальность плавания — 1900 миль. Двигатели: 4 керосиновых мотора мощностью по 300 л. с. и 2 электромотора мощностью по 330 л. с. Рабочая глубина погружения — 50 м, скорость погружения — 4 мин. Вооружение: 75-мм орудие, 2 пулемёта, 2 ТА, 60 якорных мин. Экипаж — 50 человек.

Проект разработан инженером М. П. Налётовым в 1904 году. В последующие годы велась работа по усовершенствованию проекта, а в 1910-м в Николаеве был заложен подводный минный заградитель «Краб». 19 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду, 25 июня 1915 года после достройки и проведения испытаний вошёл в строй и включён в состав ЧФ.

В 1915-1916 годах он успешно выполнил три минные постановки в районе Варны и Босфора.

* * *

1919 год, 31 августа. Первая победа подводных сил Советской Республики — потопление английского эсминца «Виттория» подводной лодкой «Пантера».

Летом 1919 года английская эскадра активизировала свою деятельность на Балтике. Подводная лодка «Пантера» (командир А. Н. Бахтин, комиссар В. Г. Иванов, помощник командира А. Г. Шишкин, штурман А. И. Берг) принимала активное участие в обороне Петрограда с моря.

Утром 31 августа подводная лодка, выйдя из Кронштадта, направилась в район Копорской губы. После полудня она обнаружила английский эсминец «Виттория», шедший к острову Сескар, и последовала за ним. В 21 час 16 мин. незамеченной подошла к эсминцу, стоявшему на якоре, и с глубины около 20 м и дистанции 4-5 кабельтовых двумя торпедами потопила его, открыв боевой счёт советских подводников.

После атаки «Пантера», искусно маневрируя, сумела оторваться от преследовавшего её другого английского эсминца и, пройдя под водой почти 80 миль (около 30 часов в подводном положении без регенерации воздуха), 1 сентября благополучно возвратилась в базу.

* * *

1927 год, 5 марта. Закладка первой серии советских подводных лодок типа «Декабрист».

Серия строилась в Ленинграде по проекту конструкторского бюро во главе с Б. М. Малининым (консультанты А. Н. Крылов, П. Ф. Папкович, Ю. А. Шиманский, В. Г. Власов). Новые лодки существенно отличались от подводных лодок дореволюционной постройки: была применена двухкорпусная конструкция с разделением прочного корпуса на 7 отсеков, аккумуляторные ямы были герметичными, вентиляция балластных цистерн раздельная, установлена цистерна быстрого погружения. Всего было построено 6 единиц этой серии. Они успешно действовали во время Великой Отечественной войны.

Наибольшего боевого успеха добилась ПЛ «Д-3» («Красногвардеец») СФ. За 7 боевых походов она потопила 9 кораблей и транспортных судов противника, 2 повредила. За отличное выполнение боевых заданий, мужество и героизм экипажа под командованием капитана 3 ранга М. А. Бибеева 17 января 1942 года награждена орденом Красного Знамени, а 3 апреля 1942-го удостоена гвардейского звания. Это был первый корабль ВМФ, удостоенный таких высоких отличий.

* * *

1933 год, 11 октября. Приём подводной лодки «щука» — головной средней подводной лодки типа «Щ» III серии.

Полуторакорпусные подводные лодки типа «Щ» всех шести серий строились по проектам Б. М. Малинина (за основу был взят проект III серии). Они имели 6 отсеков, главный балласт размещался вне прочного корпуса в бортовых цистернах в виде булей. Подводные лодки отличались просто-той конструкции, прочностью, надёжностью систем и механизмов, обладали высокими по тому времени тактико-техническими характеристиками. В разобранном виде их можно было перевозить по железным дорогам.

В 1938 году ПЛ «Щ-402» и «Щ-404» участвовали в операции по эвакуации членов научно-исследовательской экспедиции со станции «Северный полюс-1».

В годы Великой Отечественной войны подводные лодки типа «Щ» активно участвовали в боевых действиях, 11 из них было награждено орденом Красного Знамени, 6 удостоено гвардейского звания. Командирам лодок Н. А. Лунину («Щ-421»), Е. Я. Осипову («Щ-406»), М. С. Калинину («Щ-303»), С. Н. Богораду («Щ-310»), М. В. Грешилову («Щ-215») присвоено звание Герой Советского Союза. ПЛ «Щ-402» СФ под командованием старшего лейтенанта (затем капитана 3 ранга) Н. Г. Столбова, а с 31 августа 1942 года — капитана 3 ранга А. М. Каутского совершила 16 боевых походов и потопила 9 кораблей и транспортов противника общим водоизмещением около 50 000 т. 3 апреля 1942 года она была награждена орденом Красного Знамени, а 25 июля 1943-го удостоена гвардейского звания.

* * *

1933 год, 22 октября. Приём «Л-1» — головной подводной лодки типа «Л» II серии.

II серия подводных заградителей типа «Ленинец» из 6 единиц была построена по проекту, разработанному под руководством Б. М. Малинина. Проектированием руководили видные учёные во главе с А. Н. Крыловым.

Подводные лодки этой серии успешно участвовали в Великой Отечественной войне. ПЛ «Л-4» ЧФ (командир капитан 3 ранга Е. П. Поляков), совершившая 24 боевых похода и потопившая 6 транспортов и боевых кораблей противника, 23 октября 1942 года награждена орденом Красного Знамени. Наиболее успешно действовал экипаж ПЛ «Л-2» КБФ (командир капитан 2 ранга П. Д. Грищенко, с 9 марта 1943 года — капитан 3 ранга В. К. Коновалов), совершившей 7 боевых походов продолжительностью 173 суток и одержавшей наибольшее количество побед среди подводных лодок Советского ВМФ. Только по подтверждённым противником данным, она уничтожила 18 судов общим тоннажем более 50 000 т и 7 кораблей, нескольким кораблям нанесла повреждения. 1 марта 1943 года «Л-3» была удостоена гвардейского звания, члены её экипажа получили 423 награды, командиру В. К. Коновалову (впоследствии контр-адмирал) было присвоено звание Герой Советского Союза. Рубка «Л-3» в качестве памятника ныне установлена на территории одной из частей ДКБФ.

* * *

1934 год, 28 апреля. Приём «М-1» — головной подводной лодки типа «М» VI серии.

Подводные лодки малого водоизмещения строились по проекту группы конструкторов во главе с Б. М. Малининым и А. Н. Асафовым. Корпуса этих лодок изготовлялись полностью сварными. Их можно было перевозить в собранном виде по железной дороге. Подводные лодки типа «М» XV серии были снабжены двухвальными машинными установками, а торпедное вооружение увеличено до 4 аппаратов.

В годы Великой Отечественной войны экипажи «малюток» совершили много подвигов, прорывались во вражеские базы, потопили десятки кораблей и транспортов. В числе первых кораблей ВМФ, 3 апреля 1942 года удостоенных звания гвардейских, были «М-171» и «М-174» СФ (командиры капитан-лейтенанты Герой Советского Союза В. Г. Стариков и Н. Е. Егоров), а 31 мая 1943-го — «М-35» ЧФ (командиры капитан-лейтенант М. В. Грешилов — впоследствии Герой Советского Союза, а затем капитан-лейтенант В. М. Прокофьев).

«М-172» СФ, совершившая 18 боевых походов и уничтожившая 9 транспортов и судов противника, 3 апреля 1942 года была награждена орденом Красного Знамени, а её командир капитан-лейтенант И. И. Фисанович удостоен звания Героя Советского Союза. 25 июля 1943 года ей было присвоено звание гвардейской. 22 июля 1944 года гвардейской стала ПЛ «М-62» (командир капитан-лейтенант Н. И. Малышев).

* * *

1936 год, 11 сентября. Приём в состав КБФ «С-1» -головной подводной лодки типа «С» IX серии.

Проект этой серии подводных лодок среднего водоизмещения был создан коллективом ленинградских конструкторов (В. В. Перловский, В. Ф. Критский, З. А. Дерибин, В. Н. Перегудов). Серийные подводные лодки по сравнению с головной были существенно модернизированы и лучше оборудованы средствами связи и наблюдения, обладали более высокими боевыми и маневренными качествами как в надводном, так и в подводном положении. «С-1» прославилась ещё во время советско-финляндской войны, потопив ТР «Больхейм». 7 февраля 1940 года она была награждена орденом Красного Знамени, а её командир капитан-лейтенант А. В. Трипольский удостоен звания Героя Советского Союза.

Подводные лодки типа «С» (серий IX и IX-бис) отлично зарекомендовали себя в годы Великой Отечественной войны. Многие из них стали гвардейскими и Краснознамёнными. ПЛ «С-13» в первом боевом походе (командир капитан-лейтенант П. П. Маланченко) в августе 1941-го потопила в Балтийском море 3 транспорта противника. 9 октября 1944 года «С-13» (командир капитан 3 ранга А. И. Маринеско) артиллерийским огнём уничтожила вооружённый ТР «Зигфрид», а 30 января 1945 года потопила в Данцигской (Гданьской) бухте лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находились 7 тыс. гитлеровцев, в том числе около 1300 подводников. 10 февраля 1945 года на подходе к Данцигской бухте она атаковала и потопила ТР «Генерал фон Штойбен», на борту которого было свыше 3 тыс. солдат и офицеров противника. Всего за годы войны «С-13» потопила и повредила 6 транспортов общим водоизмещением свыше 60 тыс. т. 20 апреля 1945 года она была награждена орденом Красного Знамени.

Некоторые подводные лодки типа «С» оставались в составе флотов до 1956 года.

* * *

1940 год, 16 апреля. Приём в состав КБФ «К-1» -головной крейсерской подводной лодки типа «К» XIV серии.

Первые советские крейсерские океанские подводные лодки по вооружению и скорости значительно превосходили зарубежные, отличались хорошей маневренностью и живучестью. Они строились по проекту и под руководством инженер-контр-адмирала М. А. Рудницкого.

Высокие боевые качества подводных лодок типа «К» подтвердились в Великую Отечественную войну. Они потопили 55 кораблей и судов противника. Особенно отличились гвардейская «К-22» СФ (командир капитан 2 ранга В. Н. Котельников), Краснознамённые «К-21» СФ (командир капитан 2 ранга Н. А. Лунин) и «К-52» КБФ (командир капитан 3 ранга И. В. Травкин). Их командиры были удостоены звания Героя Советского Союза. На минных заграждениях, выставленных этими подводными лодками, подорвалось несколько кораблей и судов противника в районах собственных баз.

ПЛ «К-21», потопившая 16 транспортов и кораблей и повредившая 1 транспорт противника, в 1982-1983 годах установлена в Североморске в качестве мемориала и филиала Музея КСФ.

* * *

1940 год, 5 августа-17 октября. Первый в истории переход подводной лодки «Щ-423» из Полярного во Владивосток Северным морским путём.

В состав экспедиции особого назначения (ЭОН-10) были включены транспорт «А. Серов», на котором находилась аварийно-ремонтная партия, и ледокол «Ленин». Командовал ЭОН военинженер 1 ранга И. М. Сендик, инженером был назначен военинженер 2 ранга А. И. Дубравин. Командиром «Щ-423» на переходе был капитан 3 ранга И. М. Зайдулин, комиссаром — старший политрук В. С. Моисеев. Экипаж лодки совершил до этого ряд походов и имел опыт плавания во льдах. Подводная лодка была подготовлена к плаванию в ледовых условиях: корпус защищен деревянно-металлической обшивкой, бронзовые винты заменены стальными со съёмными лопастями.

Плавание протекало в сложной ледовой обстановке. «А. Серов» потерял лопасти винта, и вместо него пошёл транспорт «Волга», сопровождавший «Щ-423» от бухты Тикси. К экспедиции присоединился также ледорез «Ф. Литке». Экипаж подводной лодки постоянно вёл борьбу с обледенением. Корабли упорно продвигались на восток. После Берингова пролива североморцев встретили тихоокеанские подводные лодки «Л-7», «Л-8» и «Л-17». Несмотря на девятибалльный шторм, 9 сентября отряд благополучно прибыл в бухту Провидения. После захода в Петропавловск-Камчатский и Советскую Гавань «Щ-423» 17 октября прибыла во владивостокскую бухту Золотой Рог, пройдя в течение 73 суток 7227 миль, из них 682 мили во льдах.

* * *

1953 год. Начало строительства атомных ракетных и многоцелевых подводных лодок и надводных кораблей второго послевоенного поколения.

Достижения науки и техники коренным образом изменили ВМФ. Разработанная кораблестроительная программа предусматривала создание мощного флота, способного противостоять сильному в морском отношении противнику. Усилиями учёных, инженеров, конструкторов были созданы корабельные ядерные энергетические установки. С 1953 года СССР приступил к строительству атомных подводных лодок, обладающих неограниченной дальностью плавания и высокими скоростями. В 1955-м с советской подводной лодки стартовала баллистическая ракета. Появились атомные подводные ракетоносцы, которые стали главным родом сил нашего ВМФ.

* * *

1962 год, июль. Присуждение атомной подводной лодке КСФ первого места по практике подлёдного плавания.

Подводная лодка КСФ, унаследовавшая флаг знаменитой лунинской подводной лодки «К-21», под командованием капитана 2 ранга В. Н. Чернавина заняла первое место по практике подлёдного плавания в Арктике. Экипаж подводной лодки успешно отработал методику маневрирования под паковым льдом и всплытия в полынье. В отработке задачи участвовали контр-адмирал А. И. Петелин и флагманский штурман капитан 1 ранга Д. Э. Эрдман.

* * *

1962 год, 17 июля. Достижение Северного полюса атомной подводной лодкой «Ленинский комсомол».

Первенец советского атомного подводного кораблестроения своё наименование унаследовал от ПЛ «М-106» СФ, построенной в годы Великой Отечественной войны на средства комсомольцев и молодёжи Южного Урала. Первым её командиром был капитан 1 ранга (впоследствии контр-адмирал) Л. Г. Осипенко, за успешное освоение новой техники в июле 1959-го удостоенный звания Героя Советского Союза.

Совершив поход подо льдами Арктики, подводная лодка всплыла в районе полюса, где был водружён Государственный флаг СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1962 года руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру подводной лодки капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру электромеханической боевой части инженер-капитану 2 ранга Р. А.Тимофееву было присвоено звание Герой Советского Союза, а весь личный состав награждён орденами и медалями.

* * *

1963 год, август. Арктический поход атомной подводной лодки СФ.

Подводная лодка под командованием капитана 1 ранга А. П. Михайловского, обогнув северную оконечность Новой Земли, ушла под лёд и желобом Св. Анны вышла в высокие широты Северного Ледовитого океана. В её задачу входило изучение условий плавания в различных районах Арктики и возможности всплытия во льдах на различных широтах.

Совершив ряд всплытий в полыньях и разводьях, в том числе в районах дрейфующих станций «Северный полюс-10» и «Северный полюс-12», подводная лодка вышла в Тихий океан и, завершив поход, благополучно прибыла в пункт назначения.

* * *

1963 год, 29 сентября. Всплытие на Северном полюсе атомной подводной лодки СФ.

Это было второе покорение Северного полюса советскими подводниками. Возглавил поход командующий СФ адмирал В. А. Касатонов. Подводному атомоходу под командованием капитана 2 ранга Ю. А. Сысоева предстояло пройти в подводном положении более 1000 миль. Для плавания под паковым льдом использовались эхоледомеры, подводные телевизоры, навигационный комплекс, рассчитанный на работу в любых широтах.

Родина высоко оценила заслуги членов экипажа, наградив их орденами и медалями. Подводная лодка стала первым кораблём ВМФ, в мирное время удостоенным ордена Красного Знамени.

* * *

1966 год, февраль-март. Первое в мире групповое кругосветное плавание советских атомных подводных лодок.

Возглавил группу подводных лодок командир соединения контр-адмирал А. И. Сорокин, ранее командовавший частью, в которой осваивались первые атомные подводные лодки.

Группа атомных подводных лодок, выйдя из базы КСФ, в подводном положении прошла за полтора месяца около 25 тыс. миль, обогнув земной шар.

Личный состав подводных лодок полностью выполнил поставленные перед ним задачи по повышению морской и тактической подготовки, а также научно-исследовательские работы по изучению Мирового океана. Начав путь в водах Арктики, подводные лодки, ни разу не всплывая, пересекли экватор, достигли антарктических широт и благополучно прибыли к родным берегам.

Подготовил капитан 2 ранга Ярослав Кальянов.

Добавить комментарий