Всем известно, что господствовавшая во время «холодной войны» установка на поддержание паритета по вооружениям с супостатом заставляла государство напрягать усилия и на появление нового вида вооружения противника каждый раз отвечать авральным созданием собственного, аналогичного вражескому. Так собственно и появились среди советских атомоходов «подводные лодки атомные с баллистическими ракетами» (ПЛАРБ) 658-го проекта, одна из которых и «прославилась» сначала на флотах СССР, а потом и в мире как «Хиросима» — «К-19».
Лодка была заложена 17 октября 1958 г., спущена на воду 11 октября 1959 г. Швартовные испытания проводились с 17 октября 1959 г. по 12 июля 1960 г. Заводской наладочный выход проведен с 13 по 17 июля 1960 г. Государственные испытания проходили с 12 августа по 12 ноября 1960 г. 12 ноября 1960 г. Государственной комиссией подписан приемный акт о завершении государственных испытаний.
Крейсерскую лодку «К-19» под командованием капитана 2 ранга Николая Владимировича Затеева можно было бы считать «рядовым» атомным ракетоносцем эпохи холодной войны, если бы не цепь последовательно преследующих его происшествий и аварий. Ведь радиационные аварии исчисляются на ВМФ не одним десятком случаев, пожары — пусть и чрезвычайная, но знакомая практически любому моряку, прошедшему подплав, ситуация, столкновения с другими ПЛ в подводном и надводном положении (часто со своими) тоже не редкость. Почему весь этот набор военно-морских напастей сосредоточился на одной лодке — на этот вопрос не ответит никто.
Трагедия 1961 года. Авария реактора.
Первая авария на лодке произошла 4 июля 1961 года, когда К-19, участвовавшая в крупномасштабных учениях «Полярный круг» под командованием капитана 1-го ранга Н. Затеева, следовала в Северную Атлантику для производства учебных стрельб. В 04 час 15 мин сработала аварийная защита реактора левого борта. Причиной аварии послужило резкое падение давления воды и уровня объема в компенсаторах первого контура системы охлаждения реактора. Как выяснилось споследствии, течь на неотключаемом участке возникла через трубку одного из датчиков давления. В результате падения уровня воды заклинило оба насоса, обеспечивающие циркуляцию теплоносителя, температура в активной зоне повысилалась до величины, опасной разрушением тепловыделяющих элементов. Командиром лодки было принято решение смонтировать нештатную систему охлаждения реактора, что было выполнено в течении двух часов. В ходе ликвидации аварии личный состав неоднократно в течении длительного времени находился в зоне воздействия радиации, 42 члена экипажа получили большие дозы облучения, в результате распространения активных газов и аэрозолей осложнилась радиационная обстановка в обитаемых отсеках лодки. Через четыре с половиной часа после возникновения аварии у облучившихся моряков начали появляться признаки лучевой болезни — у 15 человек тяжелой, 11 — средней и 16 — легкой степени. Ситуация осложнилась тем, что оказалась поврежденной антенна главного передатчика и Затеев не мог сообщиить об аварии в базу. С помощью аварийного передатчика удалось связаться с двумя средними дизельными ПЛ, командиры которых на свой страх и риск сразу же вышли в район аварии. С подходом ПЛ С-159 капитана 3-го ранга Л. Вассера удалось связаться со штабом флота, после чего к К-19 на спасательных судах и эсминцах вышли 4 медицинские группы усиления.Руководство лечебно-эвакуационными мероприятиями осуществлял начальник медицинской службы ВМФ генерал-майор Е. Иванов.К концу суток 4 июля на подошедшую ПЛ С-270 капитана 3-го ранга Ж. Свербилова были эвакуированы 65 моряков, а концу вторых суток аварии Затеев принял решение оставить лодку, поскольку дальнейшее нахождение на ней экипажа становилось крайне опасным. Механизмы К-19 были приведены в нерабочее состояние, на случай попыток высадки на борт лодки иностранных военных С-159 приготовилась уничтожить ее торпедами. Однако к концу четвертых суток подошедшие эсминцы приняли на борт экипаж, а саму К-19 взяли на буксир и отвели в базу. Через 87 часов после аварии весь экипаж К-19 был госпитализирован, а получившие максимальные (от 5000 до 6000 бэр) дозы облучения моряки умерли в течении недели. Правительственной комиссией действия экипажа по ликвидации аварии были признаны правильными, экипаж награжден ценными подарками, многие (в том числе посмертно) получили ордена и медали.Такова была цена первой в истории советского подводного флота атомной аварии.
Лейтенант Борис Корчилов возглавивший аварийную группу
Тот самый 6 отсек где разворачивались трагические события.
Столкновение с «Gato». 1969 год.
На этом злоключения К-19 не прекратились. 15 ноября 1969 года находившаяся на учебном полигоне в Белом море, отрабатывала учебные задачи. В 07 час 13 мин при совершении маневра по глубине К-19 столкнулась с американской АПЛ «Гэтоу». К-19 аварийно всплыла, американская же лодка получила пробоину в прочном корпусе и легла на грунт, где экипаж начал вести отчаянную борьбу за живучесть. Впоследствии стало известно, что минный офицер «Гэтоу», решив, что лодка подверглась атаке «красных», приготовил к пуску противолодочную торпеду «Саброк», но был вовремя остановлен командиром «Гэтоу» Л. Букхардом. Впоследствии Букхард получил приказ внести изменения в бортовые журналы, согласно которым «Гэтоу» покинула район аварии за трое суток до состоявшегося инцидента.
Трагедия 1972 года. Пожар.
Следующее испытание судьба уготовила для моряков К-19 24 февраля 1972 года.После окончания боевого патрулирования лодка под командованием капитана 1-го ранга В. Кулибабы возвращалась в базу из Северной Атлантики.
( В феврале 1972 году лодку К-19 принял командир в/ч 60207-А Виктор Павлович Кулибаба и 345 экипаж. 1-й экипаж К-19 под командованием Пивнева Ю.С в том походе не участвовал.)
За полчаса по подъема на лодке сыграли «Боевую тревогу», по громкой связи объявили: «Пожар в 9-м отсеке».Возгорание произошло в результате попадания на разогретую поверхность фильтра масла из утратившего герметичность трубопровода высокого давления управления гидравликой. Возникший факел пережег проходившие рядом силовые кабели и трубопровод воздуха высокого давления, что привело к стремительному возникновению объемного пожара. Из прожженого трубопровода в горящий отсек поступал воздух из кормовых баллонов ВВД, в результате создалось избыточное давление, приведшее к распространению загазованности в 8-й отсек. Личный состав, не занятый в борьбе за живучесть был эвакуирован. В 10-м отсеке остались отрезанными 12 человек, в течении последующих 23 суток дышавшие остатками запасов сжатого воздуха.
10 кормовой торпедный отсек где 12 человек 23 дня боролись за живучесть
В результате самоотверженных действий личного сотава подводная лодка сохранила ход и вышла на поверхность, в загазованных 7 и 8-м отсеках погибли несколько моряков, похороненных в море в точке с координатами 59 29’0″ N 28 54’3″ W.После всплытие лодки на поверхность пострадавших из 5, 6 и 7-го отсеков выносили в центральный, а затем поднимали на мостик, где им оказывалась медицинская помощь. Через двое суток с момента аварии к К-19 подошли т/х «Ангарлес» и БПК «Вице-адмирал Дрозд», на который вертолетом в условиях сильного шторма были эвакуированы 40 человек. Оставшаяся часть экипажа была выведена на буксир СБ-38 «мокрым способом», на К-19 осталась лишь аварийная партия из 18 человек. После подхода спасательного судна «Алтай» К-19 была взята на буксир, аварийная партия заменена сменным экипажем и в сопровождении кораблей охранения аварийная лодка была отбуксирована в базу.
Спасательная операция
И ремонтировали «К-19» опять в Северодвинске, объявив Судпрому «мобилизационное учение по ремонту атомного ракетоносца в кратчайшие сроки в особый период» — 15.06.1972 г. лодка была поставлена в ремонт, а уже 15.11.1972 г. была сдана флоту и снова вышла на боевую службу.
С 01.76 г. по 30.11.79 г. «К-19» находилась на СРЗ ВМФ № 10 (г.Полярный) в среднем ремонте с переоборудованием по проекту 658С.
С нее был снят ракетный комплекс и «К-19» стала называться «КС-19».
В 1988 г. командованием СФ было возбуждено ходатайство перед ГШ ВМФ и ГТУ ВМФ о выводе «КС-19» из боевого состава.
В 1990 г. «КС-19» была выведена из состава ВМФ в резерв, а в 1991 г. списана в Отдел фондового имущества (ОФИ)
В августе 2003 года состоялся торжественный спуск флага.На церемонии присутствовали бывшие члены экипажа 61 года.Участники тех трагических событий.Спасшие её 42 года назад,теперь они,в августовский день 2003,простились с ней навсегда.
Спуск Флага
После спуска флага, лодка была утилизирована. Попилена на металолом…
Уцелела лишь рубка…
Всего с момента постройки «К-19» прошла 332396 миль за 20223 ходовых часа.
Ochen interesnaya istoriya, posle filma Richarda gira,
spasibo !!!!!!!!! za raskaz ob istenei istorii
что тут говорить легенда…